История создания валенок. Валенки: обувь царских дворцов и модных подиумов Кто придумал валенки

Валенки (пимы) - традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу.

Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами . В местностях с суровой зимой валенки подшивают войлоком, используя как материал голенища от старых валенок. Также выпускаются обрезиненные валенки. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого и белого цветов, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов.

Люди на производстве валенок традиционно называются пимокатами (раскатчиками, развальщиками войлока под формы обуви).

История

Валенки стали менее популярны в последние десятилетия, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Валенки ассоциируются с традиционным деревенским стилем одежды.

Напишите отзыв о статье "Валенки"

Примечания

Литература

  • Обувь валяная // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. - М .: Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1959.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Валенки

– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату. История валенок в России

Прародителями русских валенок были традиционные войлочные сапожки кочевых племен, которые более полутора тысяч лет назад населяли территорию современной Европы. А на русские просторы валенки «пришли» вместе с Золотой Ордой - представители монгольских и тюркских племен носили войлочную обувь, которую называли «пима».

Широко использовать валенки в России стали только с первой половины девятнадцатого века, когда их производство возвели в промышленные рамки. А до того момента валенки были слишком дорогим удовольствием, поскольку делались вручную, и позволить их себе могли только богатые люди. Постепенное перенимание городских нравов жителями деревень, а также рост потребностей стали стимулом для значимых перемен в «обувной моде» того времени: на смену лаптям с портянками уверенно пришли валяные сапоги, что, в свою очередь, стало толчком для широкого развития производства валяльно-катальной продукции.

Первые мастера шерстобитного дела в России изготавливали не валенки в их современном виде, а более простые вещи: шляпки, колпаки для бань, простенькие ботики, похожие на калоши, и называли их «котами», «чунями» или «кеньгами». Из войлока изготавливали мягкие подкладки для лошадей: хомутины и подседельники, которые предохраняли нежную кожу животных от растирания.

Одним из первых упоминаний о войлочной обуви является «Слово о полку Игореве», XII век. Первая войлочная обувь в России была, вероятнее всего, скроенная, и имела швы. А первые цельные валяные сапоги появились в конце XIX века в Нижегородской области. Говорят, что по одной из версий изготовлением валяной обуви занимались раскольники, вынужденные приспосабливаться к суровой жизни в приволжских лесах, скрываясь от царского преследования. Но есть и другая версия: первенство изготовления валенок на Руси отстаивает старейший городок Мышкин, что в Ярославской губернии.
Кто бы не начал первым производить валенки в России, они быстро стали популярным видом обуви, особенно в холодные суровые зимы, и в разных регионах страны они носили разные названия. Так, валенки называли «чесанками» или «катанками» жители Нижнего Новгорода, «валенцы» носили жители Тверской и Тамбовской областей, а в Сибири носили «пимы». Также название валенок зависело от вида шерсти, которую брали для их изготовления: «выходками» или «волнушечками» называли обувку из козьей шерсти, а «катанками» — из овечьей.
Несмотря на широкое распространение валенок на Руси, из крестьянского сословия могли их позволить себе купить только люди зажиточные. Если в семье была хотя бы одна пара валенок, семья считалась зажиточной. Валенки носили бережно, аккуратно хранили и передавали по наследству. Если у молодого человека были свои валенки - его считали богатым и завидным женихом.

Мастеров валяльного дела было очень мало. Технология катанья держалась в строгом секрете и передавалась по наследству. К валенкам относились с особым почетом и уважением. Войдя в дом, валенки не оставляли у входа, их ставили у печи на самое почетное место. Был даже такой обычай: незамужняя девушка, чтобы обратить на себя внимание понравившегося ей парня, бросала ему во двор через забор свой валенок. Такой жест считался не только сигналом к засыланию сватов, но и демонстрацией богатства невесты.

Царские особы также отдали должное валенкам. Известный факт, что Петр Великий считал валенки прекрасным средством при лечении похмелья и радикулита. А после жаркой баньки и купания в студеной проруби Петр требовал горящие щи и валенки! Именно при правлении великого царя-реформатора пимокатное производство широко распространилось в России.
Больные ножки Екатерины Великой согревали специальные парадные пимы - мягенькие чесанки из шерсти черного цвета. А ее предшественница, Анна Иоанновна, разрешала своим придворным дамам носить валеночки с парадным платьем.
Политики новейшей истории также отдавали должное валенкам: Иосифа Сталина валенки спасали от морозов в сибирской ссылке, а Никита Сергеевич Хрущев в валенках пробегал все свое детство. Государственные чиновники заказывали валенки по индивидуальным заказам, но их имена, по понятным причинам, не указывались.
В военное время валенки ценились высоко. Говорят, что финская война была проиграна еще из-за дефицита войлочных изделий - солдаты мерзли. А вот Наполеона и Гитлера погнали, благодаря не только высокому патриотическому духу, но и хорошему зимнему обмундированию защитников Отечества.
Как гласит древняя пословица: «Голь на выдумку хитра». Коль скоро русские люди научились делать валенки, а поначалу их могли себе позволить только зажиточные представители общества, нужно было придумать им применение и в другое время. То есть, когда не холодно, и нет нужды в теплой обуви. И ведь придумали же! Валенки стали использовать в качестве подушек для сна. А что? Валенок и не жесткий и не слишком мягкий, теплый, суй его в наволочку и отдыхай сколь душе угодно!
Иногда, в отдаленных северных селениях, где температура воздуха никогда не уходит с минусовой шкалы, валенки использовали самым неожиданным образом: в качестве почтового ящика. Их приколачивали к двери и ставили метку, мол, письма - сюда!

В дореволюционной России главными центрами производства валяно-катанной продукции был Калязинский уезд Тверской губернии, Семеновский уезд Нижегородской губернии, Кинешемский уезд Костромской губернии, а также село Кукмор Казанской губернии. В 1900 году сапоговаляльные фабрики России произвели в общей сложности 1,4 миллиона пар валенок общей стоимостью 2,1 миллиона рублей. В это время стоимость одной пары валенок составляла 1,5 рубля, к 1920 году их цена поднялась до 2-х рублей. В конце 1916 года спекулянты брали за одну пару валенок от 12 до 18 рублей.

В средине XVIII века центром валяльного промысла становится Ярославская губерния. Причиной тому было активное разведение овец местными хозяйствами. Самым лучшим сырьем для производства валяных сапожек была шерсть овец Романовской породы, благодаря ее высокой способности к валянию. В Ярославской губернии в 1904 году было основано самое крупное предприятие по производству валенок. В настоящее время это «Ярославская фабрика валяльной обуви», а изначально был сапоговаляльный завод И. С. Кашина!
В настоящее время, несмотря на то что производство зимней обуви шагнуло далеко вперед, без валенок не обходятся такие сферы, как охотничьи и рыболовные хозяйства. Активно применяются валенки для зимнего обмундирования отрядов МВД, МЧС, МО. Для военной разведки был выполнен спецзаказ - валенки разведчика белого цвета.

Появление на рынке более легкой и влагостойкой обуви отодвинуло валенки на задний план. Они стали ассоциироваться исключительно с деревенским стилем в одежде. Но многие современные модельеры и дизайнеры все чаше обращают свои взоры к валенкам. На улицах все чаще можно встретить модниц в валенках различных форм и цветов, с интересными украшениями и даже на каблучке!

А знаете ли вы, что в Москве, Мышкине и Кинешме существуют музеи валенок? Валенок самого большого размера занесен в книгу рекордов России - высота валенка - 168 см, длина стопы - 110 см. Сие творение принадлежит семье Соколовых из города Кинешма. Мастерами этой семьи был изготовлен еще один валенок-гигант, который побил рекорды предыдущего, но в книгу рекордов почему-то не попал. Параметры гиганта: высота 205 см, длина стопы - 160 см. Зато в книгу рекордов России были занесены самые маленькие валеночки, выполненные по классической технологии. Размер их стопы всего 6 мм, а сделал их Валерий Соколов. Есть еще один уникальный рекорд валенок, занесенный в книгу рекордов с примечанием «валенки, изготовлены не по технологии». Это две пары крошек, с размером стопы 0,9 мм! Оспаривая критерии своего мастерства, в поединке сошлись два мастера: Валерий Соколов из Кинешмы и Анатолий Коненко из Омска. Результатом поединка стали две пары малюсеньких валеночек. А рекордсменами были признаны оба мастера.
Валенки также изготавливают из верблюжьей шерсти. Их отличает от себе подобных завидная пушистость.
В свое время 30 тысяч пар валенок РККА ВС СССР получила в дар от Монгольской правительственной делегации!
А еще «валенок» становится именем нарицательным в случае, когда характеризуют человека грубого, простого, не желающего прогрессировать или меняться к лучшему.

“Валенки - род башмаков или сапог, сваляных из шерсти”, такое определение можно прочесть в словаре Владимира Даля. Однако для нас эта обувь настолько знакома и привычна, что не нуждается в описании. В представлении же иностранцев валенки еще недавно слыли неофициальным символом нашей страны, одним из колоритных атрибутов образа русского человека.

Действительно, и в мороз и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами. Они были незаменимы как на фронтах Великой Отечественной войны, так и на сибирских стройках. В советское время партийному начальству, командному составу красной армии и председателям богатых колхозов выдавали особые валенки - так называемые бурки, изготовленные из белого войлока, обшитые понизу кожей и на кожаной подошве.

В начале недавно ушедшего XX века валенки были очень распространены, чему способствовала прежде всего их относительная дешевизна. Однако цены на валяную обувь существенно падают лишь с развитием валяльно-войлочного производства. До этого времени вручную свалянная обувь не относилась к разряду дешевой. В середине XIX века, к примеру, за валяные ботинки платили 2 рубля серебром - немалые по тем временам деньги. Неслучайно в деревнях в валенках ходили лишь зажиточные крестьяне, обычная же крестьянская семья зачастую имела лишь одну пару, которую носили “в очередь”.

Сегодня в Москве и в других крупных городах валяная обувь не популярна (лишь для малышей на прогулках многие родители предпочитают легкие и теплые валеночки). Ее вытеснили элегантные зимние ботинки и сапоги. И вправду современная городская жизнь мало подходит для

Валенок. Чтобы пройти от машины к подъезду или от автобусной остановки до метро, валенки не нужны. Но столичный житель конечно же вспомнит про них, собираясь зимой на дачу или на рыбалку. Лучшей обуви для таких целей не найти! А в сельской местности, где люди подолгу бывают на улице, где слабо развит общественный транспорт, теплые, недорогие и удобные валенки - как и прежде, в ходу.

Валенки так прочно вошли в наше сознание, что кажется: они существуют испокон веков. Их упоминают в исторических романах, повествующих о временах Дмитрия Донского (“Семен Гордый” Дмитрия Балашова) или Петра I (“Петр I” Алексея Толстого). Валенки можно увидеть на картине художника Б. Ф. Иогансона, изобразившего Никиту Демидова - колоритную фигуру начала XVIII века. Основатель уральских заводов обут в белые валенки, очень напоминающие бурки советской номенклатуры.

Однако широко распространенное представление о древности валяной обуви ошибочно. В действительности ни при Петре I, ни тем более при Дмитрии Донском валяной обуви не было. Первые валенки, как считают историки костюма, появляются в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века. Более ранних сведений об их существовании не удается проследить ни по этнографическим данным, ни по историческим документам.

В предыдущих статьях, посвященных истории обуви, я уже говорил, насколько малочисленны письменные источники, способные помочь в изучении материальной культуры. Главная роль здесь отводится археологическим раскопкам. Именно благодаря археологии мы знаем, что человек очень давно научился выделывать войлок. Еще в эпоху развития кочевого скотоводства человек понял ценные качества овечьей шерсти и стал активно ее использовать. Наиболее ранние находки войлока относятся к скифскому периоду - вещи из него обнаружены при раскопках Пазырыкских курганов в горном Алтае, время сооружения которых ученые относят к IV веку до н. э. Уникальные условия вечной мерзлоты сохранили множество предметов того времени, в том числе изделия из кожи и войлока. В древности войлоком обтягивали походные дома - юрты, из него делали головные уборы, одежду, ковры и еще множество вещей.

При раскопках влажного, гумусированного слоя средневекового русского города, как правило, находят большое количество фрагментов кожаной обуви, даже остатки лаптей, обрывки шерстяных тканей. Нередко встречаются войлочные стельки или просто куски войлока, но чего-либо похожего на войлочную обувь найти пока не удалось.

В Москве существует музей “Русские валенки”, расположенный в Замоскворечье. В его экспозиции представлено более 300 экспонатов, среди которых можно увидеть войлочные костюмы, инструменты ремесленников-валяльщиков, а также настоящую чесальную машину (для обработки шерсти), случайно найденную на чердаке деревенского дома. Но основную часть коллекции конечно же представляют валенки - причем всевозможных форм и расцветок. Такое разнообразие трудно представить! Черные, серые, белые, расписные, короткие, высокие, на кожаной подошве и на “резиновом ходу”, с галошами и без... (Недавно подобный музей открыли и в городе Мышкине Ярославской области (см. “Наука и жизнь” № 12, 2005 г.)

Процесс изготовления такой обуви достаточно длительный и требует определенных навыков. В кустарном производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть - летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Вначале ее освобождают от примесей - травинок, колючек - и разбивают, превращая в мягкую и пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче. Из разрыхленной шерсти лепят будущую модель, тщательно следя за тем, чтобы стенки валенка получились одинаковой толщины. Там где стенки оказывались тоньше, их “платили” - добавляли тонкие шерстяные заплатки.

Так возникает бесшовная сформованная модель будущего валенка. Теперь ее накручивают на скалку, имеющую вид четырехгранной палки, и долго раскатывают. Отсюда и второе название обуви - катанки или катанцы. Процесс катания чередуют с вымачиванием - для большего уплотнения и усадки. Лишь после такой процедуры войлочный сапог надевают на разборную деревянную колодку и выправляют деревянной колотушкой. Затем поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки. Для окончательной отделки высушенный валенок еще раз натирают пемзой или деревянным бруском.

Кроме обычной технологии существовало множество разнообразных “секретов”. Так, для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь “на вольный дух”.

С валенками до сих пор проводят самые разнообразные эксперименты. Их полируют, шлифуют и даже лакируют, предварительно пропитав войлок столярным клеем. Чтобы добиться водостойкости, используют каучук, растворенный в бензине. Отделка и форма валенок также отличаются невероятным разнообразием: вышивка, аппликация, стразы и даже разноцветные перья экзотических птиц. Да и форма валенок может быть весьма разнообразной.

В Музее валенок собраны авторские работы, демонстрирующие невероятную фантазию художников - валенки в виде мухоморов, часов с кукушкой, самолета, паровоза и даже клетки с попугаем. Такие экзотические модели реабилитируют валяную обувь, которая вошла в поговорки как символ простоты.

Редакция благодарит Музей валенок в Москве за предоставленную возможность сделать снимки некоторых экспонатов.

Описание иллюстраций:
Фрагмент скифского войлочного ковра, найденного в одном из курганов Пазырыка (Восточный Алтай). Ковер размером в 30 квадратных метров был изготовлен в V-IV веках до н.э. Следовательно, более простой войлок умели делать уже в более глубокой древности.

Прообразом валенок были традиционные войлочные сапоги кочевников Евразии, история которых насчитывает более 1,5 тысячи лет. На территорию Руси валенки стали проникать в период Золотой Орды через тюркские и монгольские племена, обувь которых называлась «пима».

В России же валенки приобрели широкое распространение лишь в первой половине XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом. До этого они были достаточно дороги и их могли себе позволить довольно зажиточные люди. Усложнение потребностей, рост влияния городских нравов на деревню обусловили смену лаптей валяными сапогами, а вместе с тем и широкое развитие валяльно-катального производства.

Первые русские шерстобиты поначалу мастерили не классические валенки, а более примитивные вещи: шляпы, банные колпаки и легкие башмаки вроде галош под названием «коты», «чуни» или «кеньги». Из войлока также делали специальные мягкие подкладки под лошадиную упряжь – подседельники, предохранявшие кожу животного от натирания.

Одно из первых упоминаний о «войлочных сапогах» есть в «Слове о полку Игореве» (XII век). Первая русская обувь из войлока вероятнее всего была сшитой или скроенной и имела хотя бы один шов. Первые валенки в виде цельного сапога появились в Нижегородской области в конце XIX века. Поговаривают, что новаторство принадлежало раскольникам, скрывавшимся в приволжских лесах от царской немилости. Однако это не единственная версия: жители Ярославской губернии и древнейшего городка Мышкин отстаивают свой патент на изобретение валенка.

В разных регионах России валенки называли по-разному: Нижнем Новгороде – «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами». Название зависело еще и от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а из овечьей – «катанками».

На Руси валенки носили только зажиточные крестьяне, потому как стоили они довольно дорого. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок - считалось удачей. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом.

Кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства катанок держали в секрете, передавая из поколения в поколение. Поэтому и относились к ней с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил валенки на почетное место возле печи. А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала свой валенок к нему во двор – засылай, мол, сватов.

Не пренебрегали валенками и царские особы. Известно, что Петр I считал валенки эффективным средством в лечении радикулита и похмелья. Зимой после бани и купания в проруби он требовал горящих щей и валенки. Именно во время его правления пимокатное производство в России приобрело широкое распространение.

Екатерина Великая имела первые пимы, которая она носила под кринолиновым платьем на своих больных ногах. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти. А российская императрица Анна Иоановна разрешала надевать валенки придворным дамам к парадному платью.

С уважением к произведениям народного промысла относились и многие видные политики новейшего времени. Валенками спасался в сибирской ссылке Сталин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева. Индивидуальные заказы на изготовление валенок для высокопоставленных чиновников постоянно поступают российским производителям валяной обуви, правда, имена заказчиков здесь корректно держат в тайне.

Неоценима заслуга валенок в военное время. Зимой наших солдат одевали только в валенки. Говорят, дефицитом войлочных изделий было обусловлено поражение в финской войне. Зато Наполеона и Гитлера победили мы благодаря достаточному количеству теплой обуви.

Раз уж русский человек придумал делать обувь из войлока, то почему бы ему не придумать, как эту самую обувь не только носить, но и на другие нужды использовать? Вот он и придумал. Испокон веков в российских деревнях валенки использовали в качестве подушки, вернее, ее содержимого. А что - штука теплая, не очень мягкая, не очень твердая, в самый раз в наволочку засунул и спи себе на полатях.

Помимо этого, в особо отдаленных чукотских селениях, где температура не поднимается выше минус тридцати градусов, валенки иногда использовали в качестве… почтовых ящиков. Приколачивали валенок к двери, мелом малевали: «для писем и газет» и спокойно ждали себе почтальона.

До революции производство валенок было сосредоточено в Калязинском уезде Тверской губернии, в Семёновском уезде Нижегородской губернии, в Кинешемском уезде Костромской губернии и в селе Кукмор Казанской губернии. В 1900 году на сапоговаляльных фабриках России было произведено 1,4 млн. пар валенок на сумму 2,1 млн. рублей. В 1900 году пара валенок стоила 1,5 рубля, в 1912 году - 2 рубля, в конце 1916 года спекулятивная цена доходила до 12-18 рублей за пару.

Ярославская губерния с середины XVIII века является центром валяльного промысла, что было обусловлено расцветом местного овцеводства. Шерсть Романовской породы овец считается лучшим сырьем для производства валенок, так как отличается высокой «валкоспособностью». В 1904 году в Ярославской губернии было основано крупнейшее на тот момент предприятие по производству валенок - сапоговаляльный завод И. С. Кашина, ныне Ярославская фабрика валяной обуви.

В наше время валенки носят подразделения МВД, МО, МЧС, различные охранные структуры, а также рыболовные и охотничьи хозяйства. Для военной разведки в свое время были изготовлены специальные валенки разведчика, которые были белого цвета.

Валенки стали менее популярны в последние десятилетия, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Валенки ассоциируются с традиционным деревенским стилем одежды. Однако уже сегодня людей в валенках все чаще можно встретить на улицах. А для модельеров и дизайнеров валенки стали актуальным предметом творчества.

Интересные факты:

Музеи валенок существуют в Москве, Мышкине, Кинешме.

Самый большой валенок, занесенный в книгу рекордов России, изготовлен в городе Кинешма Ивановской области семьей Соколовых. Его высота 168 см, а длина ступни 110 см. Так же семьей Соколовых изготовлен валенок высотой 205 см и длинной ступни 160см - пока что не занесен в книгу рекордов России.

Самые маленькие валенки размером ступни 6 мм были изготовлены по классической технологии Валерием Соколовым жителям г. Кинешмы. Валенки занесены в книгу рекордов России. Так же существует ещё один рекорд с пометкой «валенки изготовленные не по технологии»: валенки размером ступни 0,9 мм они получились в результате долгого спора между жителем Омска Анатолием Коненко и жителем Кинешмы Валерием Соколовым, каждый из мастеров изготовил по паре таких валеночек и рекордсменами признаны оба мастера.

Существуют верблюжьи валенки. От обычных валенок визуально отличаются пушистостью.

Монгольская правительственная делегация передала безвозмездно 30 000 пар валенок РККА ВС СССР.

Валенок - простой, грубый человек; также: человек, который ничего не хочет сделать для того, чтобы что-то изменить.

Мода имеет свойство возвращаться. Так, в последнее время свое возрождение переживают валенки, которые уже не воспринимаются как деревенская обувь. Сегодня это модный тренд, востребованный у современных женщин.

История возникновения

Прототипом этой войлочной обуви из валяной шерсти были пимы, которые носили евразийские кочевники еще полторы тысячи лет назад. В Древней Руси же валенки появились в период Золотой Орды – их занесли монгольские и тюркские народности.

До 19 столетия это была обувь исключительно зажиточных людей, и то обычно имелась лишь одна пара на всю семью, которой пользовались по очереди. Отметим, что валенки любил носить сам царь Петр 1. Девятнадцатый же век – время массового распространения этих изделий. Интересно, что к началу 20 столетия пару фабричных валенок можно было купить всего за два рубля, однако в революционный период их стоимость значительно выросла (примерно до 15 рублей).

Главные центры валяльной промышленности располагались в Ярославской и Костромской, Тверской и Нижегородской губерниях. Кстати, в Ярославле сейчас, как и прежде, занимаются разведением особой романовской породы овец, она отличается густой теплой шерстью и очень хорошо валяется.

В г. Вышний Волочек находится музей, который рассказывает историю русского валенка, здесь можно увидеть первые отечественные модели этой обуви, царь-валенок (два метра в высоту), чесальную машину, а также прочие интересные экспонаты.

Валенки – наиболее практичная и комфортная обувь для настоящей русской зимы. Кроме того, овечья шерсть славится лечебными свойствами: осуществляет легкий массаж стопы, улучшает кровообращение. Главное же ее преимущество – способность сохранять тепло даже в сильные морозы.

Современные валенки – интересная тема для дизайнерских разработок, причем этим занимаются и зарубежные специалисты моды. Эта обувь сегодня уже не ассоциируется с грубоватым дизайном и мрачной расцветкой. Свойство сохранять тепло успешно соединяется с элегантностью, пример тому – финские валенки Kuoma.

Виды

Существуют разнообразные виды этой обуви. Классические валенки – это простые модели, с отсутствием декоративных украшений. Они оставляют большой простор для проявления творческой фантазии, чтобы украсить изделие по своему вкусу.

Авторские валенки – вещи, украшенные вышивкой, стразами, декоративной тесьмой. Например, модели от Вячеслава Зайцева очень популярны в богемной среде. Авторские валенки можно сделать на заказ, и тогда изделие будет действительно эксклюзивным.

Валенки-ботинки со шнуровкой в спортивном стиле – идеальное решение для зимних прогулок и поездок на природу. Шнурки дают возможность надежно зафиксировать обувь на ноге.

Бурки – мужская разновидность валенок: кожаный низ такой обуви комбинируется с белым войлочным верхом.

Домашние валенки – особые модели для носки в помещении, более комфортная альтернатива теплым носкам, тканевым тапочками и резиновым сланцам. Такая вещь станет замечательным подарком детям и взрослым, например, на Новый год либо Рождество.

Сувенирные валенки – прелестные изделия миниатюрного размера с самым разнообразным декором, которые покупают в качестве сувениров.

Свадебные валенки приобретаются специально для молодоженов. Они декорированы характерной для торжества вышивкой, изящным кружевом и пр. Парные модели, предназначенные для жениха и невесты, дополняют друг друга.

Также мило выглядят парные варианты для мамы с маленькой дочкой. Данный стиль под названием Family-look на сегодняшний день очень популярен.

Модные модели

Сегодня можно выделить три разновидности валенок:

  • Классические полностью шерстяные изделия (битые).
  • Варианты с резиновой или полиуретановой подошвой.
  • Модели из шерстяного сукна, но имеющие утеплитель – ватин, байку или мех, а также вшитую подошву. Такие изделия пригодятся для оттепели.

Популярностью пользуются финские валенки. Эти модели оснащены теплоизоляционной подошвой из полиуретана, не позволяющей поскользнуться на льду. Верх таких моделей обработан особым составом, препятствующим прилипанию грязи и пыли, а внутренняя часть имеет высококачественный ворс.

Модные валенки сезона 2016-2017 обильно декорированы стразами и бахромой, вышивкой и росписью, а также прочими эффектными деталями.

Валенки сегодня производятся как традиционной формы с плоской подошвой, так и более затейливой, например, с каблуком, платформой, танкеткой. Дизайнеры даже предлагают стильные валенки на шпильке, которые создадут женственный образ даже в сильный мороз. Но все-таки более практичны и устойчивы изделия на более широком устойчивом каблучке или танкетке.

Голенище валенок может быть длинным или укороченным, свободным либо в обтяжку. Также верхняя часть может затягиваться шнурками, застегиваться на молнию или липучку, фиксироваться резинкой.

Полиуретановая подошва валенок (особенно часто она встречается у моделей с каблуком) не стирается и не скользит. Как правило, она ребристая – отводит воду. Предпочтительнее выбирать варианты на толстой подошве, которая надежнее убережет шерсть от грязи.

Различные производители в условиях конкуренции оснащают свои валенки различными полезными элементами:

  • Съемные стельки, в том числе рельефные.
  • Уплотненный задник.
  • Трикотажные манжеты, защищающие от снега и ветра.
  • Дополнительная проклейка швов.
  • Светоотражающие элементы, обеспечивающие безопасность в темное время суток и в непогоду.

Из чего делают?

Первоначально валенки мастерили исключительно вручную из овечьей шерсти, причем белые варианты – из монгольской породы, серые – из кавказских и среднеазиатских овец. Однако встречались отдельные образцы из шерсти коз и собак.

Отметим, что технология изготовления за несколько столетий, в принципе, не изменилась. Этот процесс несложный, однако он требует физической силы, как и терпения. Остриженную шерсть необходимо тщательно промыть и очистить от примесей. Затем она взвешивается и формируется необходимая пропорция «осеннего» и «весеннего» сырья: именно она определяет цвет и мягкость готовой обуви. После шерсть отправляется в машины, где ее рыхлят и перемешивают до получения однородной массы. Сутки сырье вылеживается, а после поступает в следующий цех где из нее формируют готовые изделия.

Сегодня элитные валенки производят из верблюжьей шерсти, она намного легче овечьей, но такая же теплая и крепкая. Также дизайнеры вставляют в обычные валенки кожаные, фетровые, атласные, кружевные фрагменты. Зачастую эту обувь украшают меховые детали, например, озорные помпоны.

Цвет и принт

Сегодня валенки производятся не только в традиционной сдержанной цветовой гамме. Каждая модница может найти расцветку на свой вкус.

Зима – самое время порадовать себя броскими тонами, которые поднимут настроение всем окружающим. Модельеры предлагают варианты пурпурного, малинового, оранжевого, ярко-синего, мятного цвета. Конечно же, по-прежнему присутствует классический белый и черный.

Оригинально смотрятся валенки металлических оттенков и градиентные модели с переходом от светлого к насыщенному цвету, дополнительно украшенные вышивкой. Востребованы дымчато-серые варианты с элегантным орнаментом на верхней части.

В зимнем сезоне 2017 в тренде фольклорный стиль – это вышивки и роспись в традиционной русской народной манере (цветочки и ягодки). Такая обувь – замечательное средство самовыражения. Также интересно смотрятся северные этнические мотивы.

Бренды и фабрики

Финский бренд Kuoma выпускает легкие валенки с отличными влагоотталкивающими свойствами и прочной подошвой. Данные модели отличаются яркой цветовой гаммой, подходят для повседневной носки и для делового гардероба. В отличие от валяных аналогов их можно стирать в машинке без ущерба внешнему виду.

Британские дизайнеры валенок в основном ориентируются на молодежную среду и характеризуются направлением «городской шик». Это варианты с броской вышивкой и оригинальными принтами. Однако торговая марка Keddo предлагает валенки в классическом стиле спокойной расцветки.

Стильные и нарядные валенки производит фирма Cooper (Словения). Многие модели украшены изящной перфорацией, вышивкой. Много вариантов с верхней частью из стеганого текстиля.

Отечественный производитель валенок представлен большим количеством фабрик. Одним из лидеров является Ярославская фабрика по производству валяной обуви. Предприятие предлагает как традиционные изделия, так и валенки на резиновой и полиуретановой подошве, с различными видами отделки. Кроме того, в ассортименте присутствуют домашние войлочные тапочки. Изготавливается и сувенирная продукция, в том числе на заказ, с логотипом организации-заказчика.

Фабрика «Каляев» шьет валенки с различной длиной голенища и на каблуке. Ассортимент моделей, декор и расцветка поражают своим разнообразием.

Среди других российских производителей назовем компании «Тофа», «Котофей», «Зебра».

Как правильно выбрать?

Подбирая валенки, берите в расчет способ изготовления. Ручные изделия берите строго по своему размеру. Модели же машинного производства, как правило, дают усадку, поэтому их размер должен быть больше на две единицы (варианты на резиновой подошве покупайте больше только на один размер).

Обувь не должна быть черсчур жесткой – иначе вам будет некомфортно ходить. Но и очень мягкий валенок – признак недоваляного сырья, он не будет держать форму. Попробуйте сдавить изделие – хорошая шерсть слегка пружинит.

Также обратите внимание на запах : в случае если он неприятный – шерсть плохо промыта. Подобный запах со временем никуда не исчезнет. Качественное войлочное полотно однородное, без комков и утолщений. Учтите, что внутри валенок также должен быть гладким, в тонких местах постепенно может появиться дыра.

Как ухаживать?

При правильном уходе эта обувь способна прослужить не менее 7 лет.

  1. Придя с улицы, незамедлительно стряхивайте с валенок снег, чтобы он не растаял на них. А во влажную погоду лучше предпочтите резиновые сапожки либо наденьте на валенки специальные галоши (сейчас есть прозрачные варианты, которые не влияют на привлекательный внешний вид).
  2. Запомните, что валенки никогда не нужно мыть. Ведь, сырое полотно обязательно деформируется и утратит свой презентабельный вид. Когда необходимо очистить грязь – воспользуйтесь щеткой с натуральной щетиной, в крайнем случае – чуть влажной тряпочкой.
  3. Также недопустимо высушивать промокшие валенки на батарее или обогревателе. После такой процедуры шерсть затвердеет. Валенки прекрасно просохнут и при комнатной температуре.
  4. Эту обувь нужно тщательно хранить, поскольку натуральная шерсть – приманка для моли. Поместите валенки в полиэтиленовый пакетик, не забыв положить туда таблетку против насекомых. Периодически проверяйте, в каком состоянии изделия.