Артикуляционная гимнастика или как научить ребенка выговаривать букву «р» в домашних условиях: подборка игровых упражнений на развитие речи. Как научить ребенка выговаривать буквы Как научить ребёнка выговаривать буквы

Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение букв. Но случается, что у детей школьного возраста наблюдается нечистая речь.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч» , попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

К шести годам словарный запас ребенка должен насчитывать более двух тысяч слов . Он должен применять простые и сложные предложения, использовать все три времени, пересказывать, произносить звуки.

Но некоторым детям очень сложно произносить звук «р», он один из самых тяжело выговариваемых .

Узнаем, как научить ребенка говорить букву «р» в домашних условиях. Можно ли помочь ему самостоятельно, или необходима помощь логопеда?

Это очень сложный звук, и многие дети начинают осваивать его в последнюю очередь. Речевой аппарат, вибрация и амплитуда языка должны быть отточенными, а корень языка и уздечка - сильными, удерживать звук. Благодаря умению языка расслабляться вибрация происходит на сильном выдохе.

Существует несколько вариантов искажения этого звука детьми:

Проверяем произношение звука у малыша. Нужно попросить ребенка «порычать», т.е. произнести звук отдельно, вне слога или слова. После он должен повторить слова: трава, король, воробей и другие.

Если одиночный звук не получается, следует подобрать упражнения и научить произносить сам звук «р» . Если «рычит» он хорошо, а в составе слов не выговаривает, практиковаться нужно в правильном произношении звука в разных слогах.

В каком возрасте ребенок должен выговаривать букву «р»? К шести годам. Артикуляционный аппарат ребенка должен быть достаточно натренирован. Но существуют определенные причины такого нарушения:

Во всех вышеописанных случаях следует правильно определить причину неправильного произношения ребенком звука «р».

В этом поможет квалифицированный специалист. Он проверит уздечку, тонус, фонематический слух, составит программу коррекции.

Рассмотрим, как научить ребенка выговаривать букву «р» без логопеда.

Начать следует с артикуляционной гимнастики .

Все упражнения на развитие артикуляции призваны решить следующие задачи:

  • развить подвижность языка (нужно учиться делать язык широким, узким, поднимать его, отодвигать);
  • развить подвижность губ;
  • развить навык удерживания нижней челюсти в определенном положении.

Предварительно обязательно делают разминку, иначе упражнения будут малоэффективны!

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на букву «р» для детей следует проводить перед зеркалом. Или позволить малышу повторять их за взрослыми. Тренировку делают ежедневно. Число повторений - по 6-8 раз.

Гимнастика должна доставлять ребенку удовольствие, заинтересовывать, но не утомлять.

Гимнастика направлена на тренировку выдоха, растягивание уздечки, укрепление языка в верхнем положении. Мощный выдох - одна из самых важных составляющих. Развить его помогут мыльные пузыри.

Упражнения:

Упражнения для разминки:

Также можно проявить фантазию, придумать сказку. Малыш должен использовать язык в качестве «иллюстрации». К примеру: «Проснулся по утру язычок, окошко раскрыл (ребенок открывает рот), поглядел наверх (вытягивает язык к носу), поискал солнышко (вытянуть язык влево и вправо)» и так далее.

Если все вышеописанные упражнения даются без труда, следует приступить к следующим упражнениям . Рассмотрим, как поставить букву «р» ребенку в домашних условиях.

Для самостоятельной ежедневной речевой тренировки подходят следующие упражнения:

«Р» - коварный звук. Его сложно автоматизировать . Ребенок может рычать, а желанный звук при этом будет отсутствовать.

Как только у ребенка начинает получаться самостоятельное «р», его постепенно соединяют с гласными, согласными, последовательно доводят до автоматизма, произносят в слогах, словах, предложениях.

Сначала идет отработка через звук «д», «т» в слогах «дра», «дро», «тра», «тру» и так далее . Ребенку легче отталкиваться именно от этих звуков.

Постепенно начальный согласный убирается, остаются «ра»,» ру» . Вводятся обратные слоги «ар», «ор». Вариации прокручиваются до автоматизма. Дальше не продвигаются, пока не получатся именно эти звуки.

Затем переходят к словам . Начинают с тех, которые начинаются на «р», «тр» (рыба, трава, ребенок), после переходят к словам, в которых «р» находится в середине и конце (корова, теремок).

Одновременно учатся различать мягкое и твердое «р» . Для мягкого язык сильнее прижимают к нёбу, ближе к зубам. Для твердого делают его более расслабленным, располагают глубже.

У каждого звука своя длительность автоматизации. Процесс у свистящих звуков происходит быстрее, у шипящих дольше, но «р» автоматизировать сложнее всего, и на это уйдет больше времени. Родителям и детям необходимы терпение, время, мягкая настойчивость.

Скороговорки

Помогут звуку быстрее автоматизироваться скороговорки на букву «р» для детей .

Их очень много, приведем несколько примеров:

  1. «Во мраке раки шумят в драке».
  2. «Ребята во дворе собирают робота».
  3. «По бревну бодро бродят бобры».
  4. «На дворе - трава, на траве - дрова».
  5. «На горе Арарат рвала Варвара виноград».

Скороговорки помогают развивать речевой аппарат, делают его более совершенным . Постоянные тренировки помогут выработать правильную, четкую, выразительную речь.

Правильно поставленная речь - важный шаг на пути к успеху в жизни.

Сначала скороговорка проговаривается медленно, постепенно темп ускоряется. Она учит ребенка произносить слова полностью, не проглатывать окончания. Малыш учится взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, осознавать значение и смысл слов.

Постоянное прослушивание и повторение скороговорок тренирует внимательность. Ребенок учится слушать. Это полезно для дошкольников и школьников. Им легче усвоить большой объем знаний.

Малыш лучше концентрируется в необходимый момент и на конкретном слове. При заучивании скороговорок он также учится вдумываться в рассказ, проводить ассоциации и параллели.

Скороговорки - это не только тренировка, но и развлечение для всей семьи . Можно весело посмеяться над ошибками. Скороговорки можно повторять везде: а транспорте, во время прогулки, на отдыхе. Методика улучшает настроение и развлекает ребенка.

Все вышеперечисленные упражнения подходят детям без признаков речевого отставания. При наличии таких признаков необходимо сначала показать малыша неврологу.

Проблемы с артикуляцией и функционированием мелких мышц имеет смысл решать после «налаживания» крупной моторики, а также связи дыхания и мышечного напряжения.

В коррекционных группах артикуляционную гимнастику начинают проводить только через два-три месяца после начала работы.

При нарушении фонематического слуха мало просто утрировать звуки или увеличивать громкость. Явление связано с нарушением слуха или поражением височного отдела мозга, подкорковых узлов, которые отвечают за слух. Понадобится помощь сурдолога и невролога.

Существует множество полезных дыхательных упражнений . Но у них есть противопоказания: сбивчивое дыхание, эпилептическая активность. При судорогах, вегето-висцеральных пароксизмах следует проконсультироваться с врачом.

Научить ребенка правильно говорить букву «р» можно только после ежедневных тренировок. Малышу помогут различные упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляционная гимнастика, скороговорки и другие методики.

Занятия должны быть поэтапными . Начинают с простых упражнений (язык учится занимать то или иное положение, но не выполняет ритмичные движения). И только после освоения этого этапа переходят к более динамичным упражнениям.

Прежде, чем приступить к изучению букв и звуков, вам необходимо понять, на какой стадии развития речи находится ваш ребенок. Для этого существуют специальные таблицы динамики развития речи, в которые вы будете записывать периоды, когда малыш начал лепетать, произносить первые звуки, фразы и т.п. Таким образом, вы сможете проанализировать как развивается его пассивный и активный словарь.

Как создать развивающую среду для ребенка?

Если вы не знаете, как научить ребенка правильно выговаривать буквы, для начала попробуйте создать благоприятную среду для развития. Сделать это совсем несложно, достаточно сделать несколько простых шагов:

  • Общайтесь с ребенком

Старайтесь как можно чаще общаться с ребенком, объясняйте ему все, что вы делаете. Такой подход позволит увеличить словарный запас малыша, а также научит его правильным оборотам речи.

  • Используйте простые словосочетания

Во время общения со своим чадом не забывайте использовать максимально простые и понятные словосочетания. Так у вашего ребенка будет больше шансов вас понять.

  • Показывайте мультики

Чтобы ваши дети росли умными и хорошо развивались, составьте плейлист развивающих мультфильмов. Такое занятие не только отвлечет ребенка, но и научит его правильно выговаривать буквы.

Как научить ребенка выговаривать буквы?

Кроме регулярного общения с малышом, родители должны проводить с ребенком занятия по развитию речи. По статистике, одним из самых сложных для детей является звук «Р». Однако, советуем обратить внимание также на то, как малыш произносит буквы «Л», «Ш», «Ж».

А пока предлагаем ознакомиться с упражнениями, которые подскажут как научить ребенка выговаривать букву «Р».

  • Тренировка для легких

Прежде чем приступать к упражнениям, проведите со своим чадом короткую тренировку для легких. Для этого попросите ребенка очень глубоко вдохнуть, а потом не просто выдохнуть, а сильно подуть. А чтобы малышу была понятна техника выполнения упражнения, можете поставить перед ним зажженную свечу, которую он должен задуть своим дыханием.

  • Окошко

Во время выполнения этого упражнения необходимо широко открыть рот и удерживать его в таком положении как можно дольше. В начале вы можете считать до трех, постепенно увеличивая продолжительность выполнения задания.

  • Рычание

Одной из самых простых и веселых игр в данной категории считается рычание. Представьте, что вы и ваш малыш - тигрица и маленький тигр. Покажите ребенку как нужно рычать и попросите его повторить за вами.

  • Качели

Данное упражнение не только поможет найти ответ на вопрос «Как научить ребенка выговаривать букву «Р», но также сделает его речь чище. Попросите кроху улыбнуться и широко открыть рот. После этого начинайте считать до двух, проговаривая цифры вслух. На каждый ваш счет ребенок должен переводить кончик языка из одного уголка губ в другой. При этом следите за тем, чтобы нижняя челюсть малыша во время выполнения упражнения оставалась неподвижной.

  • Зубная щетка

Для этого задания ребенку необходимо улыбнуться и слегка приоткрыть рот. Напряженным кончиком языка кроха должен имитировать движения зубной щетки по верхним зубам. Выполнять такое упражнение нужно около трех минут.

Теперь вы знаете как научить ребенка правильно выговаривать букву «Р». Уверены, что упражнения из нашей подборки помогут в развитии речи вашего малыша. Желаем приятных экспериментов и хороших результатов!

Можно ли бороться с проблемой в развитии речи у крохи в домашних условиях?

Редко кто из родителей не сталкивается с проблемой в развитии речи у крохи. Но не каждый из них имеет возможность заниматься у логопеда. В этом случае можно проводить занятия дома.

Как быстро научить ребенка говорить?

Как быстро научить ребенка говорить?
  1. Расширяем кругозор. Ребенок должен, как можно больше гулять в разных местах. Видеть разную обстановку, людей, зверей, природу. Так формируется запас знаний об окружающей среде. Детям, которые видят и чувствуют больше, намного проще высказывать даже свои чувства. Чем больше эмоций и опыта, тем раньше начнет лопотать малыш
  2. Постоянно разговариваем с ребенком. Если с ребенком сидеть в тишине, он намного позже заговорит. Малыш должен всегда слышать разговорную речь. Общаемся с ребенком проговаривая все в слух, что видим, что делаем
  3. Читаем книжки. Делаем это с выражением, с пояснительными комментариями Малыши любят слушать одни и те же сказки и стишки по несколько раз. Для детей это наиболее легких метод восприятия
  4. Поем песни. Детишки очень любят петь. Поем наигрывая на инструменте или просто слушаем и поем, побуждая малыша поддержать вас. Это один из лучших вариантов, так детки очень любя музыку.
  5. Обозначаем объекты внимания. Русский язык обширен. Для того чтобы ребенок для начала запомнил хотя бы несколько слов, почаще концентрируем внимание на каком то часто повторяющемся объекте. Поехал паровоз, идет мальчик, гуляет собака и т.п.. После этого обязательно интересуемся у малыша, как называется этот объект
  6. Разговариваем грамотным, взрослым языком . Не сюсюкаемся и не говорим языком младенца. Слова «абака» вместо собака, и т.п. не повторяем, говорим правильно. Не делая на этом сильный акцент
  7. Слушаем что говорит чадо! Важное условие для мамы и папы, умение внимательно слушать и слышать все что говорит малыш. При любом обращении к родителям, ребенок должен чувствовать уважение и внимание. Невнимание ребенок очень четко чувствует. Поэтому все общения прекращаем, если ребенок обращается с каким-то вопросом или просьбой. Даже если совершенно не понятно, что лопочет малыш. Важно само общение
  8. Прививаем малышу способность слушать. Для развития речи ребенка в отношении интонации необходимо учить слушать. Это касается не только речи мамы и папы, но и ко всем посторонним звукам. В этот момент важно пояснять каждый звук
  9. Взаимообратный разговор. Если не понятно, о чем говорит чадо, читаем различные знаки, которыми объясняется ребенок. Если малыш снимает штанишки и что-то лопочет на своем языке, возможно он хочет писать. Спрашиваем у него об этом. И делаем выводы по его дальнейшей реакции. Только избегаем слов » что ты там лопочешь, ничего не понимаю, отстань». Это может отбить желание взаимного диалога
  10. Не торопим события. Желание быстрее услышать разговор малыша, существует у каждого родителя. Но не каждые мама и папа обладают терпением. Не стоит торопить кроху, не стоит и задерживать. Многие мамы и папы от нетерпения произносят: «ну что же ты молчишь!», «что за ерунду ты говоришь, откуда ты нахватался этих фраз?». Ребенку станет обидно от этого. У него пропадет желание к процессу обучения разговорной речи.

Как научить ребенка говорить без логопеда?


Как научить ребенка говорить без логопеда? Общие полезные правила при домашнем обучении ребенка:

  1. Глаза ребенка и мамы должны находится на одном уровне. Так малышу будет проще наблюдать за всеми проводимыми манипуляциями
  2. Занятия проводим каждый день, в игровой форме. От 10 до 15 минут
  3. Массаж лица, гимнастику проводим ежедневно. Проговаривание звуков и скороговорок проводим не реже 4 раз в неделю

Массаж лица

Как отдельный элемент массаж особым фактором не является, но совместно с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами оказывает положительное влияние на правильную постановку речи.

Делая массаж проговариваем свои движения:

  • Мягко поглаживая над бровями пальцами рук, произносим: «Так себя мы любим, так себя голубим». Далее поглаживая вдоль носа, говорим: «Славный носик, такой у нас курносик». Массируем около губ, щечки до ушей:» Наш улыбчивый роток, говорунчик еще тот»

Делаем мягкое постукивание пальцами по тем же участкам лица. Встречными и противоположными движениями. Постоянно общаемся с ребенком: «Мы красивые! Мы счастливые! Вот как мы себя поласкали!»

Гимнастика для четкого и правильного произношения

  • По надутым, воздушным шариком, щекам, делаем массаж
  • Дудим как паровозик, губы тянем вперед. Крутим ими сначала в одну сторону, затем в другую
  • Улыбаемся вместе с малышом. Затем собираем губы бантиком. Делаем несколько раз
  • Целуемся с ребенком, напрягая губы трубочкой, а затем расслабляя
    Проводим по губам языком в одну и другую сторону
  • Вытягиваем язык к верхней губы, затем к нижней. Также в левую и правую стороны
  • В конце делаем подобие умывания на своем лице. Ребенок должен повторить

Переходим к произношению гласных звуков

С произношением этих букв у ребенка практически не бывает проблем. Но позаниматься все-таки нужно.

  • Без напряжения, не длинно и резко проговариваем - А – а – а
    Равномерно на выдохе длинно произносим - Аааааа – длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации. Повторяем таким же образом со всеми гласными.

Гимнастика с согласными

Проводим произнося парные слоги, как скороговорку. Лучше чередовать: сначала произносим слог, затем скороговорку с этой буквы.
П – Пу-по-па-пэ-пи-пы В – Ву-во-ва-вэ-ви-вы Ф – Фу-фо-фа-фэ-фи-фы Г – Гу-го-га-гэ-ги-бы К – Ку-ко-ка-кэ-ки-бы Д – Ду-до-да-дэ-ди-ды Т – Ту-то-та-тэ-ти-ты Ж – Жу-жо-жа-жэ-жи-жы Б – Бу-бо-ба-бэ-би-бы Ш –
Шу-шо-ша-шэ-ши-шы З – Зу-зо-за-зэ-зи-зы С – Су-со-са-сэ-си-сы

Преимущество таких занятий в том, что их можно проводить в любом месте: в поликлинике, в самолете, идя по улице.

  • Для развития речи, очень важна мелкая моторика .
  • Массируем ладошки чада, руками и мягкими щеточками
  • Клеим аппликации, собираем крупы, нанизываем мелкий бисер на ниточку, лепим из пластилина, используем разнообразные потешки, например «Сорока-ворона»



Как научить ребенка говорить букву с?
  • Даем ребенку зажать зубами колпачок от ручки. После чего просим ребенка подуть
  • Просим малыша растянуть рот в улыбке и упереться язычком в нижние зубы. Кладем на кончик языка спичку и просим ребенка сильно подуть на ее основание. Образуется четкий звук «с». В последствии, при получении результата, можно делать это упражнение без спички

Видео: Постановка звука с. Как научить ребенка выговаривать звук с?

Как научить ребенка говорить букву ж?

  • Как можно чаще произносим слова содержащие такую трудную букву
  • Показываем малышу правильное положение губ и языка
  • Проговариваем специальные стишки и скороговорки
  • Слова проговариваем протяжно, имитируем жужжание жука

Видео: Как правильно выговаривать букву Ж?

Как научить ребенка говорить букву т?

  • губки расслаблены
  • зубы не сомкнуты
  • кончик язычка стучит по верхними зубкам
  • горлышко не двигается

Видео: Постановка звука Т в домашних условиях

Как научить ребенка говорить букву г?

  • Во время произношения малыша слога «да», чайной ложечкой постепенно отодвигаем язык надавливая на переднюю часть его спинки. При движении, языка сначала появится слог «дя», потом «тя», а вслед за ним «га»



Как научить ребенка говорить твердую букву л?
  • Обратить внимание на правильность произношения этой буквы следует не ранее 5-6 лет
  • Эту букву произносим улыбаясь. Кончик языка прижимаем к небу. Показываем малышу такое положение и одновременно просим погудеть. Со временем услышим, как ребенок произносит «л»
  • Если тяжело произносит малыш твердый звук «л», делаем упражнения языком. Показываем малышу как нужно облизывать губки, гладить небо и зубы языком. Пытаемся дотянутся до носа языком
  • Чтобы ребенок запомнил правильное произношение этого звука, при пропевании ла-ла-ла, просим его слега прикусить язык. Так малыш легко запомнит правильное положение языка

Видео: Постановка звука л. Как научить ребенка выговаривать звук л?



Как научить ребенка говорить букву ш?
  • Для правильного произношения буквы «ш», показываем малышу как расположить язык прижимая к нижней губе, при одновременном поднятии кончика и боков языка
  • Делаем упражнения, изображая улыбку на губах
  • Имитируем жевательные движения

Видео: Постановка звука ш. Как научить ребенка выговаривать звук ш?



Как научить ребенка говорить слово?
  1. Акцентируемся на артикуляции. Ясно, четко и правильно проговариваем слова, которые кроха не правильно произносит. Просим его произнести правильно
  2. При общении, сложные слова не заменяем простыми. Если говорим о разных предметах, например, морковь, помидор, капуста, не обобщаем, что это овощи. Обучаем чадо разным названиям предметов
  3. Пополняем словарный запас ребенка глаголами. Говорим не существительными, а короткими предложениями. Например, тигр рычит (идет, спит, играет)
  4. Употребляем в разговорной речи признаки предметов: арбуз - сладкий, сочный, большой
  5. Объясняем, что такое противопоставления. Пол твердый, а игрушка мягкая. Машина едет, а самолет летит
  6. Пополняем словарный запас ребенка, читаем сказки и стихи

Используя все методы перечисленные в статье, при регулярном занятии, можно с легкостью решить не большие проблемы развития речи.

При сильно больших отклонениях речи, без помощи специалиста не обойтись.

Видео: Как научить ребенка говорить?

Звук «р» — один из самых сложных в русском языке. Для его произношения ребенок должен обладать развитым артикуляционным аппаратом и научиться управлять своим дыханием. Для малыша это серьезная работа, и нет ничего плохого в том, что ему для этого потребуется время. В норме дети к 4,5 годам выговаривают все звуки, кроме двух – «р» и «л».

У этих двух в запасе еще год-полтора, и если малыш уже хорошо говорит, но в его лексиконе встречаются «коловы» и «гаажи», до 6 лет об этом можно не беспокоиться. «Р» – последний звук, который ребенок усваивает. Дайте ему время научиться управлять артикуляционным аппаратом и главное — не торопите. Но если в 6 лет малыш так и не освоил навык, пора записаться к логопеду.

Надо ли к доктору?

Да, надо. Во-первых, проблемы с артикуляцией доставляют немало хлопот и заставляют человека чувствовать себя неловко. Это может привести к психологическим проблемам в будущем. А во-вторых — затрудненное произношение может быть симптомом дизартрии (нарушения в работе нервной системы). Развившаяся дизартрия может привести к тому, что малышу будет трудно усваивать новый материал в школе.

Неумение выговаривать букву «р» может быть признаком болезни!

Не торопите процесс, но и не пускайте его на самотек. Ваши помощники – наблюдательность и готовность прийти малышу на помощь, если это понадобится. Помните: хороший родитель не только объяснит крохе, и как нужно общаться с хулиганами, но и поможет ему преодолеть трудности — будь то ночные страхи или неумение выговаривать букву «р».

В чем проблема?

Дети «теряют» звук по-разному. Они могут заменять его звуками «л» или «й» («лыба» и «каяндаш»), опускать («маоз»), произносить нетипичным образом (грассировать, как во французском языке, или вибрировать, как в английском). Причин у этого может быть несколько.

  1. Строение «уздечки». Связка, соединяющая язык и нижнее нёбо, может быть слишком короткой. Из-за этого язык физически не может достать до верхнего нёба, и артикулировать звук не удается. В таких случаях возможны два варианта: растянуть уздечку специальными упражнениями или же подрезать ее. Как поступить, подскажет логопед. Он или подберет гимнастику для малыша, или примет решение о хирургическом вмешательстве. Если доктор предложит второй вариант, не пугайтесь: все происходит очень быстро и практически безболезненно.
  2. Недостаточная подвижность артикуляционного аппарата. Эта проблема лечится просто и с удовольствием – ведь ребенку нужно всего лишь кривляться и гримасничать! Ваша задача – укрепить мышцы лица и развить мобильность органов речи. Попросите малыша свернуть язык в трубочку, растянуть губы в широченной улыбке, дотянуться языком до носа или подбородка, подвигать челюстями, скалить зубы и т.п. Все эти упражнения пойдут на пользу артикуляционному аппарату.
  3. Расстройства фонематического слуха. Проявляются тем, что малыш путает звонкие звуки с глухими, а твердые – с мягкими («лублу»), пропускает звуки при произношении слов и т.п. Фактически, ребенок просто не может отличить один звук от другого. Чтобы развить фонематический слух, можно играть с ребенком в такую игру. Называйте малышу несколько слов и просите его хлопнуть, когда он услышит определенный звук. Или называйте ряд слов, в который вводите слово с ошибкой («лублу», «кафета» и т. п.) и просите хлопнуть, когда слово будет произнесено правильно.
  4. Нарушения речевого дыхания. Такие проблемы могут возникнуть из-за заболеваний органов дыхания (острых и хронических), иммунных болезней или проблем с сердцем. Избавить малыша от нарушений речевого дыхания поможет логопед. На занятии ребенок будет выполнять специальную гимнастику, которая сочетается с речью.

Все ли в порядке?

Как понять, правильно ли малыш выговаривает сложный звук? Попробуйте с ним поиграть: сначала пусть от порычит, как тигр, а затем повторяет за вами слова с «р»: «ворона», «трава», «корова», «карман» и т. п. Если окажется, что малышу звук не поддается вообще, начинайте учить его произносить «р» изолированно. Если же кроха запросто рычит, а в словах справляется плохо, не заставляйте его учить скороговорки — пусть начинает со слогов.

К скороговоркам нужно приступать, когда сама буква «р» уже освоена

Это довольно распространенная ошибка родителей – заставлять кроху зубрить стихи и скороговорки с неподдающимся звуком. Если малыш не может его выговорить отдельно, что уж говорить о сложных конструкциях – словосочетаниях и предложениях! Работу нужно проводить поэтапно, давая ребенку время на то, чтобы отточить непростой навык. Последовательность действий такова:

  • Сперва ребенок учится артикулировать «р» изолированно, отдельно от других звуков.
  • Затем отрабатывает произношение в слогах: «ри», «ре», «ра», «ро», «ру», «ры».
  • После этого заучивает слова с нужным звуком.
  • И только на последнем этапе начинает учить предложения, а потом и скороговорки.

Простые упражнения с малышом вы можете делать и дома. Работу с более сложными лучше поручить логопеду или проконсультироваться у него. Запаситесь терпением: заниматься придется минимум полчаса каждый день, и на это придется потратить срок до полутора лет. Впрочем, упражнения для развития артикуляционного аппарата похожи на увлекательную игру, так что урок легко можно превратить в развлечение.

Занятия для всех

Как известно, профилактика гораздо эффективнее лечения. Поэтому начинать заниматься можно, не дожидаясь того момента, когда станет ясно: со звуком «р» малыш самостоятельно не справится. Существуют упражнения, которые вы можете выполнять с малышом до шестилетнего возраста. Они разработают артикуляционный аппарат и подготовят его к произношению сложного звука.

  • «Моторчик». Пусть малыш сперва вымоет руки. Теперь нужно положить большой пальчик в рот, под язык, и подвигать им вправо и влево. Ребенок может представить, что он заводит моторчик.
  • «Чистые зубки». Ребенок растягивает губы в широкую улыбку. Теперь пусть представит, что его язык – это щеточка, которой нужно почистить зубы с внутренней стороны. Важное условие: челюстью двигать нельзя.
  • «Лошадка». Малыш должен цокать языком так, чтобы имитировать стук копыт лошади.
  • «Дразнилки». Пусть малыш расслабит язычок, просунет его между зубами и поболтает им с характерным звуком, будто дразнясь. Можно также устроить соревнование – кто высунет язык дальше или кто достанет до носа и подбородка.
  • «Тигренок». Пусть малыш представит, что он тигр, и рычит что есть силы. Можете рычать вдвоем – кто громче.
  • «Кошечка». Налейте в блюдце сока или молока. Пусть малыш представит себя кошкой и полакает из тарелки.

Упражнения нужно выполнять по 3–5 раз (или больше) каждый день. Они будут полезными не только для произношения звука «р», но и вообще для речи. Для артикуляции звука «р» важно укрепить мышцы языка и заставить его кончик вибрировать. Этому тоже могут помочь упражнения. Их лучше выполнять перед зеркалом, чтобы следить за правильностью.

  • Малыш должен открыть рот, кончик языка положить на ребристый участок нёба за передними зубами, а его бока – на коренные зубы. В таком положении нужно задержаться на 10 сек, а затем расслабиться. Повторить 5 раз.
  • Пусть малыш разомкнет губы и слегка прикусит кончик языка. Движение следует повторить 10 раз.
  • Ребенок должен расположить язык между губами и резко выдуть воздух. Это заставит кончик вибрировать. Повторить 10 раз.
  • Пусть малыш попробует присосать язык к верхнему нёбу. Если он все сделает правильно, то сможет щелкнуть. Это движение нужно повторить 10–15 раз, ускоряясь и замедляясь.
  • Предложите чаду касаться кончиком языка по очереди то верхних, то нижних зубов. Повторить 20 раз.
  • Пусть малыш резко бьет кончиком языка по нёбу за верхними зубами и пытается одновременно произнести звук «д». Упражнение нужно повторить 10–15 раз.

Не забывайте регулярно заниматься с ребенком!

Если проблема уже появилась

Малышу уже 6 лет, а со звуком «р» по-прежнему нелады? Самое время приступить к занятиям. «Тренировку» нужно начинать с разминки, и только после этого переходить к упражнениям на артикуляцию буквы «р».

  • «Кисточка». Пусть малыш улыбнется и слегка приоткроет рот. В таком положении нужно «погладить» верхнее нёбо: провести кончиком языка от бугорка у передних верхних зубов так далеко в сторону горла, как это будет возможно. Повторить движение следует 10–12 раз.
  • «Маятник». Исходное положение то же – широкая улыбка и приоткрытый рот. Малыш должен слегка высунуть язык изо рта и покачать им влево-вправо, от одного уголка к другому и обратно. Повторить 15–20 раз.
  • «Гармошка». Пусть малыш улыбнется и приоткроет рот, а затем прижмет кончик языка к верхнему нёбу. Нужно открыть рот максимально широко, а затем закрыть его, не открывая язык от неба. Повторить 15–20 раз.
  • «Комарик». Предложите малышу открыть рот, выдвинуть кончик языка вперед и сказать «з-з-з-з». Затем закрыть рот, упереться в верхнее нёбо и произнести тот же звук. Повторить 10–15 раз.

После этого можно переходить к упражнениям на артикуляцию. Для выполнения некоторых упражнений нужен специальный шпатель. Его можно купить в аптеке. Шпатели бывают с ароматами шоколада или карамели, так что малышей несложно уговорить к работе с ними.

  1. Пусть малыш раскроет рот, кончик языка прижмет к бугорку у передних зубов и постарается быстро произнести «д-д-д». Через несколько секунд, не останавливаясь, он должен сделать усилие и произнести этот звук на мощном выдохе. В результате малыш ощутит сильную вибрацию на языке, а именно это и нужно для обучения. Со временем ребенок научится производить ее сам.
  2. Пусть малыш раскроет рот пошире и долго произносит звук «ж-ж-ж». В это время он должен сдвигать язык постепенно ближе к основанию верхних зубов. Пусть задержится в этом состоянии на несколько секунд. Затем введите шпатель под язык и слегка, но ритмично подвигайте его влево-вправа. Это создаст необходимую для артикулирования вибрацию.
  3. Пусть ребенок раскроет рот пошире, отодвинет язычок как можно дальше и произнесет слог «з-за». Введите шпатель под язык и подвигайте им влево-вправо. Если вибрация создана правильно, вы услышите «р».
  4. Проделайте все то, что указано в предыдущем упражнении, но попросите ребенка произносить слог «з-зи». В этом случае вибрация приведет к формированию мягкого звука «рь».

И помните: консультация логопеда, немного времени и ваше терпение помогут малышу научиться правильно выговаривать самый сложный звук русского языка – «р». Так что настройтесь на победу, и результат не заставит себя долго ждать!