Как воспитать ребенка трудолюбивым. Воспитание трудолюбия у ребёнка Как привить ребенку трудолюбие

Жизнь – странная и сложная штука, которая может подкидывать по несколько десятков неприятностей в один день. Однако стоит запомнить: любая неприятность – это урок, который обязательно пригодиться когда-то в будущем. Если человек – честный ученик, то он запомнит лекцию с первого раза. В том случае, если урок был непонятным, жизнь будет сталкивать с ним снова и снова. И многие люди воспринимают подобное буквально, усложняя себе жизнь! Но иногда не стоит терпеть некоторых вещей, ища в тех жизненные уроки! Какие же конкретные ситуации стоит пресекать?

Все кажется унылым и серым, близкие люди раздражают, работа бесит и возникают мыли, что вся жизнь катится куда-то под откос. Для того, чтобы изменить собственную жизнь, не обязательно делать что-то сверхъестественное и сложное. Порой самые простые и доступные каждому человеку действия могут значительно повысить уровень энергии и заставить почувствовать себя значительно лучше. Попробуйте внедрить в свою жизнь 7 действенных практик, которые круто изменят вашу жизнь в лучшую сторону.

Каждый, кто занимается саморазвитием, знает, что без чувства дискомфорта ему не обойтись. Довольно часто люди путают дискомфорт с черной полосой в жизни и начинают жаловаться, или еще хуже - стараться избегать перемен. Но как показывает опыт, только выйдя за пределы комфорта, можно найти и обрести все блага, которые нам нужны.

Многие не представляют свой день без одной или нескольких чашек. И получается, что пить кофе не только вкусно, но и полезно! Если вы не жалуетесь на серьезные проблемы со здоровьем, то можете без угрызений совести выпить несколько чашечек этого вкусного напитка и наслаждаться его пользой.

Лень, эта та черта характера, которая в большей или меньшей степени найдется у каждого из нас, так что эта статья посвящается всем читателям без исключения.

Жалость к себе трудно заметить сразу же, с начала ее появления. Она проникает в жизнь человека очень медленно, и убрать ее потом очень сложно. И лишь в тот момент, когда прозвенит первый тревожный звонок, приходит понимание. При том, что оно появляется тогда, когда ситуация уже требует немедленного решения. Поэтому и важно заранее знать и понимать, что такое жалость к себе и как она проявляется.

10 жизненных истин, которые следует помнить каждому

Перфекционизм - вера в то, что идеал может и должен быть достигнут. Перфекционист всегда стремится к совершенству, будь то внешний вид, рабочая задача или окружающая его обстановка. В этой статье мы расскажем про 5 уроков, преподает перфекционизм.

Никто не ставит под сомнение прогресс науки в современном мире. Если бы вы спросили у наших далеких и не очень предков о психологических проблемах, они бы просто развели руками – мол, а что это? Современная психология легко жонглирует определениями: Эдипов комплекс, комплекс отличницы, комплекс неполноценности, комплекс жертвы... Как же избавиться от комплексов и различных психологических проблем, от всего того, что мешает вам жить гармоничной жизнью, быть сильной и свободной личностью?

Друзья, вы согласны, что трудолюбие, упорство в достижении цели, умение побороть собственную лень - основа успеха в любом начинании? О необходимости прилежно работать, о важности трудолюбия наш мудрый народ сочинил много пословиц и поговорок:

  • без труда не выловишь и рыбку из пруда;
  • дело мастера боится;
  • делано наспех - и сделано насмех;
  • есть терпенье, будет и уменье;
  • кто любит труд, того люди чтут.

Народное творчество - отличный помощник в воспитании человека, который не боится всякой работы. А что ещё надо знать родителям, которые хотят воспитать своего малыша трудолюбивым? Давайте разбираться вместе!

8 принципов воспитания трудолюбия в ребёнке

Принцип 1. Начинаем с малого

Воспитывать ребёнка можно и даже нужно уже в младенчестве.

Конечно, новорожденный кроха пока не готов взаимодействовать с вами, но уже в 3–4 месяца малыши многое понимают. Уже в столь нежном возрасте поощряйте его на доступную для него работу: потянуться за погремушкой, повернуть головку на звук маминого голоса, улыбнуться в ответ на папину улыбку. Создавайте условия, в которых малышу надо будет делать над собой определённые усилия, комментируйте эти действия, щедро демонстрируйте свои радость и гордость успешными попытками маленького трудяги.

Растёт ребёнок, а вместе с ним пусть растут и его задачи. Уже в 1,5–2 года карапуза можно привлекать к уборке игрушек, уходу за домашними питомцами, сервировке стола (на уровне «отнеси-поставь», но всё же!).

Принцип 2. Самообслуживание

Научить ребёнка самостоятельно чистить зубки, причёсываться, одеваться, складывать свои вещи и заправлять кроватку - прямая обязанность родителей. Это важно для воспитания самостоятельного и трудолюбивого человека. Развивая навыки самообслуживания и автоматизируя их до уровня привычки, вы помогаете ребёнку стать более ответственным и дисциплинированным.

Самообслуживание - первая ступень в воспитании трудолюбия. Начиная с личной гигиены, расширяйте эту сферу, включая туда уборку за собой, мытьё посуды, приготовление простых блюд.

Принцип 3. Задачи по силам

Чтобы труд был в радость, малышу надо замечать положительные результаты своих стараний. Отсроченные цели он пока не видит. Поэтому очень важно предлагать такие задачи, с которыми карапуз в состоянии справиться самостоятельно или при умеренной родительской помощи.

Если вы переоценили возможности ребёнка, взвалив на его хрупкие плечики пока тяжёлую ношу, покажите и научите, как справиться с задачей, но не решайте её целиком и полностью самостоятельно.

Принцип 4. Лови момент

В возрасте 2–3 лет большинство детей проявляет активное желание буквально во всём подражать взрослым. И этот момент желательно не упустить. Помимо того, что надо всячески поддерживать в детском сознании положительный образ трудолюбивого, честного, справедливого и доброго человека, ещё и позволяйте крохе проявлять инициативу.

Хочется ребёнку помыть посуду? Прекрасно! Подставьте табуретку, выдайте ему свежую губку и пару блюдец, которые надо помыть. Страхуйте, подсказывайте, помогайте. Но пусть ребёнок получит первый опыт мытья посуды в тот момент, когда это занятие кажется ему очень привлекательным. И ничего, что потом вам придётся подтереть воду со всех близлежащих поверхностей (кстати, к этой работе тоже можно привлечь маленького помощника), ничего, что придётся выдать комплект сухой одежды.

Поверьте, ваши усилия в настоящем принесут свои плоды в ближайшем будущем. Вы будете довольны результатом.

Принцип 5. Регулярность

Родители подростков часто с ностальгией вспоминают, с каким удовольствием их наследники помогали с домашними делами в раннем детстве. И куда всё подевалось, сетуют они на своих ленивых и безынициативных отпрысков.

Чтобы не разделить этот опыт, закрепляйте успех: с раннего детства вменяйте в обязанности ребёнка регулярную помощь по дому. По мере роста помощника, роста его возможностей и степени вашего доверия к его навыкам можно организовать выполнение части домашних дел в виде дежурств или поделить сферу ответственности: мама готовит, папа стирает и гладит, дети убирают. Главное, чтобы ребёнок чётко осознавал, что его участие носит не ситуативный характер. Он тоже живёт в этом доме, а значит, тоже вносит свой посильный вклад в решение бытовых вопросов.

Напоминайте, контролируйте выполнение ребёнком его части домашней работы, но не делайте её вместо него.

Принцип 6. Не торопите

Чем младше ребёнок, тем сложнее ему освоить новые навыки.

Конечно, взрослым намного быстрее одеть малыша на прогулку самостоятельно, чем ждать, пока он справится с непослушными носочками и капризными застёжками. Бесспорно, проще помыть после ужина несколько комплектов посуды самому, чем стоять над малышом, показывая, помогая и контролируя. Но вот экономия времени в данном случае сыграет с вами злую шутку.

Любая привычка требует времени, и пожалев это время на то, чтобы приучить ребёнка трудиться, вы привьёте ему привычку всегда перекладывать свои обязанности на других. Тут, как говорится, тише едешь - дальше будешь.

Принцип 7. Труд в радость

Покажите карапузу, что от работы можно получать истинное удовольствие. Радовать может сам процесс (если, к примеру, превратить уборку игрушек в увлекательную игру или соревнование), общение за общей работой, результаты приложенных усилий.

Очень хорошо, если одной из семейных традиций в вашем доме является совместная подготовка к праздникам. Можно на весь дом включить в записи детские песни, под весёлую музыку дружно навести порядок, а потом отправиться на кухню, где сообща сотворить кулинарные шедевры. И пусть малыш под вашим присмотром соорудит свой первый бутерброд, замесит тесто или перемешает салат.

Принцип 8. Терпение, терпение и ещё раз терпение

Не всякая работа будет получаться с первого раза. И даже в сотый раз вам придётся иногда опять напомнить, что тарелку надо помыть со всех сторон, а перед тем как ставить в сервант, её надо промокнуть полотенцем.

Не всегда ребёнок будет с радостью хвататься за веник по первой же вашей просьбе. А иногда он будет даже предпринимать попытки бойкотировать помощь по дому.

Вам придётся напоминать, показывать снова и снова, быть твёрдым в своих родительских просьбах и наставлениях. Но вам необходимо пройти через это. Не сдавайтесь, и вы добьётесь цели - воспитаете трудолюбивого человека, который многое умеет и не боится учиться чему-то новому.

Подведём итоги:

  1. С первых месяцев жизни поощряйте ребёнка на труд, но предлагайте задачи по возрасту. Не усердствуйте чрезмерно.
  2. Самообслуживание - первое проявление осознанного трудолюбия. Начинайте с того, чтобы ребёнок сам мыл ручки, умывался и чистил зубы. Постепенно дополняйте этот список новыми, более сложными задачами.
  3. Не отнимайте инициативу. Даже если ребёнок не справится сам как следует, пусть сделает то, что может. Помогите довести дело до приемлемого результата, но не запрещайте пробовать.
  4. Будьте терпеливы и не торопите ребёнка. Протереть пыль, помыть за собой чашку, подмести пол - всё это легко взрослому, но малышу ещё только предстоит научиться всему этому.
  5. Помогите ребёнку ощутить радость от работы. Хвалите за успехи, благодарите за помощь, приобщайте к совместным домашним делам. Но не забывайте уделять внимание воспитанию ответственного отношения к труду. Помощь ребёнка должна быть регулярной, его обязанности по дому должны расти вместе с ним.

Друзья, любовь к труду - качество, которое поможет вашему малышу во взрослой жизни. Научите его заботиться о себе и других, и он всегда будет самодостаточен. Научите его получать удовольствие от работы, и ему будет проще наслаждаться жизнью. Жалея карапуза, оберегая его от бытовых хлопот, вы оказываете ему медвежью услугу и рискуете вырастить ленивого, несамостоятельного человека, который пасует перед неудачами и не в состоянии организовать себе комфортный и уютный быт.

Пусть ваше родительство принесёт положительные плоды. Будьте счастливы!

Как развивать трудовые навыки у детей? Как привить любовь к труду у ребенка?

Труд играет важную роль в жизни ребенка. Особенно она возрастает с поступлением его в школу. Ребенок, не приученный трудиться, будет все время сталкиваться с трудностями. Трудолюбие как качество личности развивается с детства. Плацдармом для его развития является семья, дом. Дошкольный и младший школьный возраст самый благоприятный для формирования системы положительных мотивов и установок на домашний труд. Приучение ребенка к домашнему труду зависит от его индивидуальных особенностей и тех условий, в которых он находится.

Все действия родителей ребенок воспринимает беспрекословно и не задумывается о правильности или неправильности их результатов. Более того, он постоянно подражает своим родителям. И соответственно, если родителям не нравится домашний труд и они это постоянно демонстрируют, то ребенку он тоже не будет нравиться. Постепенно у него формируется отрицательное отношению к домашнему труду в целом или к отдельным его видам.

Еще более разрушительное воздействие оказывается на ребенка, если один родитель с презрением относится к труду другого: «Твое место у плиты», - презрительно говорит муж жене. Или: «Подумаешь, наука, починить водопроводный кран. Любой мужчина это может сделать», - говорит жена мужу. Что же под воздействием таких установок может сформироваться у ребенка? Презрение к труду.

Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик,

Про такого пишут тут: он хороший мальчик, -

так известный поэт В.В. Маяковский объяснял детям, что такое хорошо и что такое плохо.

Самый главный помощник или вредитель в деле приучения ребенка к труду - те условия, которые создает семья. Это дух и нравственные установки семьи. Ребенок очень чутко реагирует на них.

Конечно, самый выигрышный вариант все делать вместе с ребенком. Убирать квартиру, стирать белье, готовить, ходить в магазин или за корреспонденцией к почтовому ящику. Пусть ребенок участвует во всех семейных акциях. Началом формирования положительного отношения к труду можно считать формирование умений самообслуживания. Для подрастающего малыша это очень важный раздел его самостоятельности.

Ребенок все может сам! Эту простую истину необходимо усвоить. Конечно, его надо учить, многократно и терпеливо показывать, как справляться с теми или иными делами. Создавать постоянную ситуацию успеха, хваля за каждое достижение. Ведь в сущности домашний труд - это рутина и однообразие. Но он необходим для функционирования семьи как целостного организма. Главное - показать ребенку, что его выполнение необходимо для членов семьи, что оно для них важно. Можно выделить несколько этапов приучения ребенка к домашнему труду:

На первом этапе ребенок все время рядом и старается все делать вместе с вами. Многое сначала не получается. Но постепенно он овладевает необходимыми действиями. Вот тут и надо подключать создание положительной мотивации.

К примеру: «Какой ты молодец, что помыл посуду. Мама придет с работы усталая, а тут такой приятный сюрприз!» или: «Как здорово, что ты принес сам газету для папы. Папа придет с работы усталый...» и т. п. Очень важна и реакция того, кому действия ребенка помогли. Очень внимательно нужно относиться к его деятельности, замечать все мелочи. Ведь это для взрослого мелочи, а для ребенка трудовой Монблан.

На втором этапе постепенно переводить совместную тру­довую деятельность на личную деятельность ребенка. Воз­растает роль самостоятельных действий ребенка. Особой заботы требует формирование мотивов трудовых дел. Пору­чая ребенку тот или иной вид работы, необходимо прогова­ривать, кому и конкретно какую пользу он принесет своими действиями. Поручать выполнение самостоятельных дейст­вий или видов домашнего труда. Полезно, чтобы у ребенка был какой-то постоянный вид труда. К примеру, насыпать порошок в стиральную машинку или запускать посудомоечную машину. Выбор видов трудовой деятельности зависит от возраста ребенка и возможностей семьи.

На третьем этапе у ребенка уже формируется привычка выполнять домашнюю работу, которая со временем и при соответствующей поддержке переходит в свойство его личности. И вот тогда он уже не задумывается, надо убрать в комнате или квартире, помыть посуду или вынести мусор. Как правило, делает это легко, не изображая из себя героя труда.

Существует много мнений по вопросу половой принадлежности того или иного вида домашнего труда. Как здесь быть? Приучать мальчиков мыть посуду и стирать белье, а девочек забивать гвозди и менять колеса в машине? В педагогической литературе нет единодушия в этом вопросе. Да оно и понятно, однозначного ответа быть и не может. Это зависит от того, в какой семье растет ребенок. Полная, неполная, благополучная, неблагополучная, с преобладанием мужчин или женщин - все эти факторы влияют на выбор правильной позиции. И, конечно, это зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, от сферы его интереса. В жизни встречаются и женщины, умеющие прекрасно делать «мужскую» работу, и мальчики, легко справляющиеся с «женскими» ее видами. Ориентироваться нужно, на наш взгляд, на интересы и установки ребенка. Если вашей дочурке интересно копаться вместе с вами в механизмах, ну на здоровье. Не думаю, что следует ей это запрещать. А если для вашего сына доставляет удовольствие заниматься домашней выпечкой, дайте ему реализоваться. Это не повредит в дальнейшем и не обязательно будет определяющим в выборе им будущей профессии. Полезно иногда вспоминать, что, к примеру, вязание возникло в Англии как мужское дело. Если в семье двое или трое детей, необходимо справедливо делить между ними виды домашней работы. Важно при этом формировать у них качество товарищеской взаимопомощи. Можно это распределение проводить в виде элементов игры, все время меняя виды труда. Или, наоборот, можно предложить детям самим выбрать то, что каждому по душе. Главное, чтобы все поощрения и поддержка были равномерными и справедливыми.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание в ребёнке трудолюбия

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда - в его воспитательном влиянии на личность ребенка.

Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру

Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот ребенок ухаживает за растениями - здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву.

Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности.

В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

По содержанию детский труд можно разделить на несколько видов:
- хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым в приготовлении пищи;
- труд "в природе": выращивание комнатных растений, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашними животными;
- ручной труд (с элементами конструирования): изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву.

Ребенок растет, и по мере его роста труд может усложняться; может становиться более широким крут задач, которые решаются трудовым воспитанием.

Для детей до четырех лет характерен элементарный хозяйственно-бытовой труд - самообслуживание, связанное главным образом с удовлетворением своих личных потребностей.

В среднем и старшем дошкольном возрасте расширяются физические возможности детей, увеличивается сила и ловкость движений, возрастает осознание общественной значимости труда. Основное место отводится уже хозяйственно-бытовому труду всей семьи (а в детском саду - для коллектива группы), труду в природе, вводится ручной труд.

Воспитывать у детей умение и желание трудиться можно, соблюдая некоторые важные педагогические требования.

Пусть родители глубоко осознают, что их добросовестное отношение к своим собственным трудовым обязанностям, уважение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, постоянное воздействие примера взрослых - это для ребенка важный побудительный стимул. Видя, как работают старшие, он с радостью примет участие в уборке помещения, в стирке, приготовлении пищи, в различных работах в саду, на огороде.

Необходимо создать условия для детского труда. В режиме дня отведите для трудовых занятий ребенка специальное время. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было оборудование, соответствующее его силам и возможностям (лопатки, грабли, лейки и другое оборудование - для труда в природе; молотки, клещи, ножницы - для ручного труда).

Не забудьте о надлежащих гигиенических условиях труда ребенка: помещение хорошенько проветрите, посмотрите, правильно ли освещено рабочее место ребенка, удобно ли ему.

Только тогда дети полюбят труд, если сопутствует ему оптимистическое настроение, если радует как сам процесс труда, так и его результаты. Это в значительной степени зависит от умения родителей вовремя поощрить ребенка, помочь в том случае, если он испытывает затруднения, предложить еще раз попытаться сделать, если ясно, что ребенок не приложил необходимых усилий.

В детском саду дети трудятся вместе. Постарайтесь и дома создать условия для совместной работы нескольких детей. В общем труде крепнут дружеские связи между детьми, возникает желание помогать друг другу; легче предупредить развитие таких отрицательных качеств, как хвастовство, лень, эгоизм.

В труде у ребенка складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения (что очень важно для подготовки ребенка к школе!).

Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки - это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим.

Дети испытывают особое удовольствие, когда их, как равных, привлекают к труду. "Мы с мамой пирожки делали. Мама кружочки делала, а я начинку накладывала", - говорит шестилетняя девочка. "Мы с папой дверь чинили, я гвоздики подавал папе, а он прибивал где надо", - С гордостью сообщает пятилетний мальчик.

Радует ребенка доверие старших, он гордится, когда ему поручают дома настоящие дела, выполнение которых составляет известный вклад ребенка в многочисленные повседневные дела семьи. Когда ребенка включают в эти повседневные дела, это меняет его положение среди взрослых - у него есть свои дела и обязанности, за них он отвечает. Детей радует поощрение взрослых; справедливая, доброжелательная оценка создает у них чувство уверенности, желание заслужить еще более высокую оценку.

Раннее включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Ребенок приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени зависит от взрослых, усваивает полезные практические навыки, учится ценить время, по-новому оценивает и труд окружающих его взрослых, приучается видеть свое участие в этом труде.

Но взрослым следует иметь в виду, что повседневность придает детскому труду будничный характер. Одно дело выполнить поручение в первый раз: впервые попросили ребенка шести лет купить хлеб - поручение выполнено с готовностью, ребенок вырос в собственных глазах. Но когда эту обязанность надо выполнять каждый день, радость постепенно угасает, желание ежедневно ходить за хлебом может у ребенка пропасть.. Придется находить дополнительные стимулы, чтобы та или иная обязанность не стала обременительной для ребенка. Иногда мать, накрывая стол к обеду, скажет: "Какой аппетитный, мягкий хлеб купил сегодня Алеша". В другой раз даст более сложное задание: купить не только хлеб, но и калорийные булочки, которые так любит папа. А за вечерним чаем отец выразит удовольствие при виде этих булочек и еще больше обрадуется, узнав, что это сын ходил в булочную.

Любят дети подготовку к праздникам. Вы начинаете праздничную уборку квартиры - продумайте возможное участие в ней и ребенка. Дети 3 - 4 лет могут протереть влажной тряпочкой свои кубики, полочку для игрушек, аккуратно расставить на. ней свои игрушки, помочь маме протереть листья растений, помыть поддонники. Более старшим детям можно доверить более сложные дела: навести порядок в буфете, аккуратно разложить белье на полки шкафа, при этом проследить, чтобы постельное белье не было перемешано с одеждой...

Если вы собрались стирать, - детям тоже найдется дело. Надо ведь, чтобы и у кукол был праздник, чтобы их одежда и постель были чистыми. В маленьком тазике все это можно постирать, прополоскать, что-то подсинить, что-то накрахмалить, а потом вместе с мамой развесить посушить. А когда все высохнет, кое-что дети сами смогут и погладить.

Очень важно, чтобы в этих предпраздничных хлопотах у каждого было дело: и у папы, и у старшего брата. У них свои обязанности. Надо починить неисправные игрушки, привести в порядок одежду, что-то отнести в химчистку. Кое-что надо вынести во двор и проветрить. При выполнении всех этих дел важно всем членам семьи быть примером. Не стоит жаловаться на усталость, говорить о нежелании что-то делать. Пусть ребенок видит активность каждого, их сноровку, умение все делать с готовностью.

Такие традиции семьи, при которых ребенок рано становится участником общего труда, дают значительно более высокие воспитательные результаты, чем иные, когда ребенок, проснувшись утром, видит преобразившуюся квартиру - был беспорядок, и вот, как по волшебству, все преобразилось, всюду чистота. Такой "сюрприз", конечно, доставит удовольствие ребенку. Но так как он не был участником общего труда, оценить вложенный труд ребенок не может, да и вообще ценить его долго не научится.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут проявлять заботу о другом, и в этом их надо поощрять. Пусть эти заботы будут еще очень просты, но то, что они направлены на пользу другого, а не на себя, имеет важнейшее значение для развития личности ребенка.

Некоторые дети 6 - 7 лет в семье выполняют многие дела по хозяйству, по-настоящему помогают взрослым. Но есть семьи, в которых ребенку не находят дела и он лишь помогает маме убирать свои же игрушки.

Трудовое участие детей в бытовых делах особенно велико в тех семьях, где несколько детей, где у старшего дошкольника есть младший брат или сестра. Круг повседневных дел ребенка в такой семье разнообразен, он видит, что по-настоящему может помочь маме, ухаживая за маленьким.

Вот как об этом рассказывают сами дети: "Я одеваю сестренку, гуляю с ней"; "Мою братишке лицо и руки"; "Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, смотрим картинки, я все ему рассказываю"; "Я хожу с Лялей гулять"; "Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки"; "Слежу за братиком, даю водички попить, помогаю маме купать его, когда папа на работе".

Заметим, что в этом случае ребенку легче почувствовать себя большим, покровительство по отношению к младшим возвышает его в собственных глазах.

Круг дел, которые взрослые поручают дошкольникам по уходу за маленькими, постепенно становится привычным. Но следует помнить, что детям хочется поиграть со своими сверстниками, у них есть свои интересы, свои интеллектуальные потребности, которые должны удовлетворяться в процессе общения со старшими и сверстниками, в совместных играх, наблюдениях, занятиях. Как только эти детские потребности начинают ущемляться, забота о маленьких становится для дошкольников обременительной обязанностью и иногда приводит к изменению отношения старших дошкольников к их младшим сестрам и братьям.

Детские заботы о других людях, в чем бы они ни выражались, свидетельствуют уже о глубоком понимании необходимости помощи, необходимости приспосабливать свое поведение к условиям жизни семьи, находить свое место в общих делах семьи. "Я забочусь о папе, он у нас больной. Мы с Людочкой стараемся не шуметь, не бегать по квартире, чтобы папа скорее выздоровел", - говорит мальчик. "Помогаю маме приносить тяжелые вещи", - говорит Женя (6 л. 2 мес.). А вот извечная помощь маленького человека старшему: "Помогаю бабушке вдевать нитку в иголку".

Заботятся дети о животных, о растениях: "Кормлю кролика", "Вожу гулять свою собаку", "Цветы поливаю", "Хомячков кормлю".

Но иногда забота ребят 6 - 7 лет не выходит за рамки их игровых интересов: "Кладу куклу спать, кормлю ее"; "С мишкой играю, кормлю его, сплю с ним". Здесь родителям, наверное, следует найти ребенку какие-то реальные дела, которые были бы направлены на действенную помощь старшим.


Трудолюбие является важнейшим качеством личности. Любовь к труду, с раннего возраста привитая ребенку, поможет ему в дальнейшем быстрее и легче справляться с жизненными проблемами. Основой для развития трудолюбия, конечно, служит семья. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок чувствует стремление подражать им, выполнять те же действия. И здесь главная задача – не погасить это стремление, а поддержать и укрепить его. Самая благоприятная пора для формирования у ребенка положительной мотивации на труд – дошкольный и младший школьный возраст.

Приучаем к труду сызмальства

Формированию нужных и правильных привычек способствует практика. Трудовое воспитание ребенка можно начинать с самого раннего возраста. Установка некоторых родителей на то, что «он же маленький еще, пусть пока порезвится, поработать всегда успеет», неверна. Не следует бояться, что, приучая ребенка к труду, вы совершаете насилие над ним. Дошкольники очень активный народ, неугомонный, любознательный, живой. И природе здорового ребенка посильный труд никак не противоречит – наоборот, соответствует естественной потребности малыша в движении и действии, просто энергию дошкольника следует аккуратно направить в нужное русло. Несложная работа, тем не менее, учит ребенка преодолевать определенные трудности, быть выносливым, настойчивым, завершать начатое дело. Но помните, что стабильной ответственности от ребенка вы не можете ожидать, даже когда ему исполнится 15 лет. Вспомните хотя бы, насколько безответственными бывают многие взрослые люди. Запаситесь терпением, мягко напоминайте малышу о его делах, при этом говорите так, словно обращаетесь к взрослому человеку. Не ворчите и не раздражайтесь – это убьет в малыше всякое желание помогать вам.

Приучаем к труду правильно

Постепенно начинайте давать малышу несложные задачи. К двухлетнему возрасту дети пробуют одеваться. Возможно, лишь год спустя ребенок освоит эту науку, а еще через год сможет наконец-то справиться с пуговицами и шнурками на обуви. Пяти-шестилетние дети уже вполне могут помогать вам убирать в квартире, работать на огороде, готовить ужин (вы, например, можете поручить ребенку очистку вареных овощей). Очень важно мотивировать все действия. Также помните о необходимости со своей стороны помогать ребенку. Полное отсутствие помощи отобьет у ребенка охоту делать новые попытки. К примеру, снимите с малыша носок наполовину, так ему будет проще снять его полностью, и т.д.

Порой взрослые замечают, что им постоянно приходится поторапливать ребенка – чтобы он встал с постели, умылся, оделся, позавтракал, а он все копается и копается. Но ребенок не рождается «копушей». Таким его делают замечания взрослых, направленные на то, чтобы он действовал быстрее – скорее доедал суп или шел спать. Для взрослых это постепенно становится привычкой, а дети, со своей стороны, превращаются в маленьких упрямцев. Целыми днями вы ругаете и «пилите» ребенка, и все равно с трудом вам удается заставить его что-то сделать. Это замкнутый круг, и выход здесь только один – терпение и доверие.

Учитывайте физические возможности малыша, не перегружайте его. К сожалению, такая тенденция тоже не редкость, особенно в семьях, где воспитываются 2-3 ребенка. Часто старшим, шести-семилетним детям, поручают нянчить младших братьев или сестер, им приходится носить их на руках. Но позвоночник ребенка еще недостаточно сформирован, в мышцах нет необходимой выносливости, физическая перегрузка может в результате привести к искривлению позвоночника и общему истощению. Будьте осторожны.

Некоторые ваши требования ребенку может быть трудно исполнить. Но главное, чтобы малыш получал удовольствие от своего труда, а также радость от результатов выполненной работы. Согласно психологическим и педагогическим исследованиям, дети совершают многие поступки в соответствии со своими эмоциями и сиюминутными желаниями. Основной способ побудить малыша к тому или иному действию – вызывать положительный эмоциональный отклик, сделать труд привлекательным занятием для ребенка.

Приучаем к труду с удовольствием

В дошкольном возрасте ребенок трудится, подражая взрослым. Попробуйте превратить труд в разновидность игры. Например, чтобы убрать игрушки, можно сделать гараж из конструктора или кубиков, а куклу уложить спать, и вот уже уборка игрушек превратилась в увлекательную игру. Вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет в нее вовлечен. В детской комнате или детском уголке можно соорудить настоящий игрушечный город! Пусть больше инициативы остается за ребенком, ему будет приятно почувствовать себя «хозяином» положения, что удовлетворит самолюбие малыша.

Помните о необходимости воспитания в ребенке так называемой трудовой установки. Малыш должен знать о том, что та или иная работа имеет определенную цель и приносит определенную пользу. Все это ребенку должен растолковать взрослый. Например, малыш будет рад постирать кукольную одежду в маленьком тазике с мылом и теплой водой. Наша задача – добиться, чтобы вещички были выстираны хорошо и стали чистыми. Если с первого раза не все получилось – приободрите, с должным вниманием и уважением отнеситесь к стараниям ребенка. Малыш только в том случае получает удовлетворение и радость, когда выполнение работы требует от него приложения усилий. «Игрушечный» труд в этом деле – самый плохой помощник. И не думайте, что малыш не способен отличить бесполезную работу от целесообразной. Предложите ребенку помыть чистую чашку, когда рядом стоит испачканная. Малыш непременно или откажется от этой работы, или попросит дать ему грязную чашку.

Приучаем к регулярному труду

Самой большой ошибкой родителей является нерегулярное приобщение ребенка к труду, от случая к случаю. Но дошкольник 5-7 лет должен иметь вполне определенные и постоянные обязанности по дому. Например, вы можете поручить ему - кормить питомца, поливать цветы, мыть свою посуду после еды, застилать постель. Такие обязанности воспитывают в ребенке добросовестность, ответственность, дисциплинированность, а также учат выполнять работу не только приятную, но и необходимую. В современной жизни это немаловажно.

Оправданием для отсутствия трудового воспитания в семье не может служить отсутствие у родителей свободного времени. Конечно, ждать, пока ребенок сам оденется или помоет посуду, долго. Нам проще и быстрее все сделать самим. Да и результаты получим более качественные. Все это так, но, поступая таким образом, мы упускаем бесценное время – тот золотой период детства, когда малыш стремится все делать самостоятельно, подражая взрослым, когда ему так интересно самому надеть колготки или футболку, и он с завидным упрямством и усердием пытается справиться с этой задачей. Если вы опаздываете в детский сад или на работу, просто уложите малыша спать пораньше, соответственно, пораньше разбудите. Если же вы пойдете по пути наименьшего сопротивления, к 3-4 годам эти прекрасные порывы к труду в ребенке угаснут, он привыкнет, что взрослые все делают за него. А если вы попросите малыша одеться самостоятельно, то еще и возмутится, закапризничает. К 7-9 летнему возрасту он уже будет вполне умело и целенаправленно отлынивать от любых обязанностей.

Приучаем к осознанному труду

Значимость повседневных действий взрослых маленькие дети пока не осознают. Также они еще не способны понимать, что родители, которые работают, а также занимаются домашними делами – готовкой, уборкой, стиркой и т.д. – могут утомляться, уставать. Для малыша все происходящее вокруг него воспринимается как само собой разумеющееся, и необходимость помогать родителям ребенок сам оценить не может. Ваша задача – объяснить ребенку, что будет очень хорошо, если он поможет выполнить некоторые дела по дому, что вы в этом нуждаетесь, что его помощь даст возможность быстрее закончить работу и больше времени уделить интересным занятиям, совместным играм и т.п. Чем раньше ребенок начнет осваивать науку трудолюбия, тем легче она будет даваться ему, и с чувством лени он никогда не познакомится. Упущение этого момента в раннем возрасте потребует в дальнейшем длительной и серьезной работы над исправлением ошибки, которая, кстати, в большинстве случаев остается безрезультатной. Ведь корни бездействия и праздного образа жизни уходят в осознание ребенком того, что все дела могут быть сделаны кем-то другим. В дальнейшем такой подход развивает неприспособленность к жизни вообще, формирует безответственную и беспомощную личность.

Для детей лучшим средством от лени является игра и поощрение. Помните, для ребенка важно не что он делает, а как он делает. Используя игру, вы можете давать малышу практически любые задания. Всего лишь, обращаясь к нему, начните фразу с двух волшебных слов: «Давай поиграем!» В раннем возрасте дети также интересуются различными соревновательными моментами – кто аккуратнее сложит одежду, лучше вымоет посуду и т.п. Победителю положен приз! Подберите способ, наиболее удачно воссоединяющий ваши интересы с желаниями ребенка. Труд ребенку должен даваться легко, должен приносить радость, а не тяготить. Хорошим подспорьем станут книги и мультфильмы про трудолюбивых и ленивых детей (например, «Вовка в тридевятом царстве»). Поверьте, на ленивого персонажа ребенок быть похожим не захочет!

Учитываем индивидуальные особенности ребенка

Застенчивые дети часто не уверены в себе, и поэтому даже малейшее поражение воспринимается ими как огромный позор. Такие дети болезненно реагируют на замечания взрослых, им постоянно кажется, что они все делают плохо. Самолюбие у такого ребенка также может быть легко уязвимо, и потому он скорее предпочтет прослыть лентяем, чем в очередной раз становиться объектом для насмешек сверстников или упреков взрослых. Часто бывает, что дети выполняют дела по дому с большой охотой, а в школе не делают успехов, причиной может быть тот факт, что учительница при всех на уроке однажды выразила неудовольствие их знаниями.

Порой дети с таким складом характера медлительны от природы, и эту медлительность не стоит путать с леностью. Низкая активность также может быть обусловлена чувством опасности. Опять же, лучше я прослыву лентяем, чем трусом. Важно помнить, что дети-невротики склонны к нервной истощаемости. Если такой ребенок долго гулял на улице или смотрел телевизор, то в этот же день он может отказаться не только от выполнения каких-то дел по дому, но даже от чистки зубов перед сном. Будьте снисходительны и терпеливы. Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка.

  • Когда ребенок пытается вам помочь, не препятствуйте ему в этом, наоборот, поддержите инициативу малыша. Покажите, как пользоваться тряпкой, совком и т.д.
  • Допускайте ребенка к мытью посуды. Во избежание разбитых тарелок или травм вы можете сначала доверить ребенку пластиковую посуду.
  • Для формирования ответственности и чувства долга доверьте малышу уход за живым существом, пусть это даже будет сначала одно комнатное растение. Объясните, что цветок нуждается в регулярном поливе и уходе, а иначе он погибнет.
  • Подросших детей можно учить пользоваться бытовой техникой. Покажите, как включить микроволновую печь или электрический чайник. Помните, что взаимодействовать с электроприборами ребенок может только под контролем взрослых!
  • Детей постарше научите стирать свое нижнее белье, носочки, носовые платки.
  • Для девочек очень важно помогать маме на кухне. Старайтесь заинтересовать их и вовлечь в увлекательный и, на самом деле, творческий процесс приготовления пищи. Пеките с дочкой пирожки и печенье, разрешите нарезать вареные овощи или очистить вареное яйцо, купите для девочки яркий фартучек.
  • Мальчика можно привлекать к мужской работе по дому – для начала он может просто подавать папе инструменты и учиться различать их.
  • Всегда хвалите ребенка за помощь, даже когда у него не все получается. Это создаст положительный эмоциональный отклик, и в дальнейшем хлопоты по хозяйству будут приносить только радость. Представьте, насколько это облегчит ребенку жизнь в дальнейшем, когда он сам станет взрослым!