Мой ребенок «отстает в развитии». Псевдоаутизм – НЕТ ложным диагнозам

Чтобы вовремя отреагировать на сигналы, при помощи которых малыш расскажет о своём состоянии, маме нужно знать, к чему стоит присмотреться, и бы ть внимательной к своему малышу.

После рождения малыш постепенно познает окружающий мир и овладевает навыками: учится сидеть, ходить, говорить и многими другими. Все эти процессы контролирует центральная нервная система: головной и спинной мозг.

К сожалению, под воздействием неблагоприятных факторов клетки центральной нервной системы могут повреждаться:

* Гипоксия плода (недостаток кислорода) в период беременности или родов.

* Гидроцефалия — накопление жидкости в головном мозге.

* Травма спинного и/или головного мозга во время родов.

* Нарушение тонуса сосудов, питающих головной мозг.

* Черепно-мозговые травмы.

* Перенесенные инфекционные заболевания — например, менингит (воспаление оболочек головного и спинного мозга).

В чём опасность и когда бить тревогу?

Допустимы небольшие отклонения в развитии ребёнка от общепринятых норм. Однако в некоторых ситуациях не обойтись без поддержки специалистов. Будьте внимательны к своему малышу, чутко реагируя на сигналы, при помощи которых он «рассказывает» о своём состоянии.

Нарушение речевого развития

Для каждого из нас речь имеет огромное значение: на протяжении всей жизни мы отдаем и получаем информацию, овладеваем новыми навыками и знаниями.

Что же происходит при задержке или расстройстве становления речи? Ребёнок трудно поддается обучению и воспитанию, у него нарушается формирование интеллекта и общее развитие.

Критический период — возраст до шести лет.

Интересный и доказанный факт

«Дети джунглей», возвращённые в общество, с трудом осваивают язык и контактируют с окружающими, не достигают нормального умственного развития.

Когда имеются поводы для беспокойства:

В возрасте от двух до четырех месяцев малютка не гулит.

С шести и до одиннадцати месяцев жизни малыш не выговаривает слоги.

В годовалом возрасте кроха произносит менее трёх простых слов — например, «мама», «баба», «дай».

В 2-2,5 года ребёнок не выговаривает осмысленные простые фразы: «мама ушла», «мишка бух» и другие.

В три года малыш понимает обращённую к нему речь, но не разговаривает. Общаясь с окружающими, говорит на «своём языке», мычит или использует жесты. Складывается впечатление, что он «не хочет» говорить.

Ребёнок не разговаривает и не понимает, обращённую к нему речь.

Развитие речи останавливается на определённом этапе — например, у трёхлетнего крохи словарный запас соответствует годовалому возрасту.

Малыш в четыре-пять лет говорит не отчётливо, картавит, шепелявит или гнусавит.

Дошкольник или школьник во время чтения переставляет местами слова, попускает или добавляет буквы/слоги.

Нарушена письменная речь: ребёнок пишет мимо строк, добавляет, пропускает, переставляет местами или не дописывает слоги/буквы.

Изменения в письменной речи возникают после черепно-мозговой травмы.

Ребёнок медленно или быстро говорит, заикается, заменяет или искажает произношение звуков (наиболее часто смягчает).

Нарушение двигательного развития

Повышается либо понижается тонус мышц.

Ограничивается объём и снижается сила движений.

При таких изменениях малыш может позже удерживать голову, переворачиваться, самостоятельно сидеть или ходить.

Нарушение психического развития

Ребёнок плохо запоминает информацию, рассеян, заторможен или излишне активен, разговаривает не связанно, эмоционально неустойчив, имеет небольшой словарный запас.

Аутизм или аутистическое поведение

Расстройства возникают до трёхлетнего возраста:

* Нарушено речевое развитие: изменена интонация и ритм речи, во время разговора ребёнок использует жесты и/или меняет выражение лица.

* Затруднено общение с окружающими : малыш предпочитает одиночество или расторможен.

* Изменено поведение: ребёнок погружен в свой мир, у него ограничены интересы (выбирает одну игрушку или передачу) либо повторяются действия (раскачивает двери, пересыпает песок). Вмешательство в привычную жизнь может вызвать у малыша приступ агрессии или отчаяния.

Если вы заметили у своего ребёнка тревожные симптомы, своевременно обращайтесь за помощью к специалистам. Чем раньше начинается лечение этих состояний, тем выше шансы на успех!

Микротоковая рефлексотерапия — одна из существующих методик для комплексного решения проблем

Это воздействие сверхмалыми электрическими импульсами (они сродни естественным микротокам, на которых между собой «разговаривают» зоны головного мозга при нормальной работе) на речевые зоны головного мозга. Используется для восстановительного лечения детей с задержками развития и поражениями центральной нервной системы.

Микротоковая рефлексотерапия: ожидаемые результаты лечения

Оказывает положительное влияние на течение многих процессов.

При задержке или нарушении речевого развития:

  • Улучшается понимание обращённой речи.
  • Расширяется словарный запас, появляются фразы и/или сложные предложения.

При перинатальном поражении центральной нервной системы и детском церебральном параличе:

  • Улучшается речевое развитие.
  • Понижается тонус мышц и в дальнейшем не возвращается.
  • Повышается двигательная активность.
  • Лучше осваиваются двигательные навыки: способность самостоятельно переворачиваться, сидеть, ходить и другие.

При п овышенном внутричерепном давлении:

  • Уменьшаются или устраняются головные боли.
  • Улучшается память, сон и концентрация внимания.
  • Истерические проявления становятся менее выраженными либо вовсе исчезают.
  • Дошкольники и школьники легче усваивают программу обучения.

При проявлениях аутизма:

  • Улучшается развитие речи и расширяется словарный запас.
  • Уменьшаются проявления агрессии, расторможенности или погруженности в свой мир.
  • Ребенок лучше идет на контакт с окружающими, постепенно приобретает бытовые, игровые и гигиенические навыки.

Методика хорошо сочетается с лекарственными препаратами, логопедическим массажем, артикуляционной гимнастикой, тейпированием артикуляционной мускулатуры, занятиями с дефектологом или логопедом, линейным массажем с элементами лечебной физкультуры.

Где можно получить помощь?

Микротоковая рефлексотерапия — достижение российских специалистов. Технология разработана сотрудниками самарского терапевтического комплекса «Реацентр».

В «Реацентре» используется комплексный подход к ведению детей с задержками развития.

Цели: воздействовать и на причину заболевания, и на её последствия.

Перед началом лечения выполняется тестирование на программно-аппаратном комплексе «МЭКС» и подбирается индивидуальная программа лечения для каждого маленького пациента.

Ребёнком занимаются врачи разных специальностей и педагоги : неврологи, педиатры, рефлексотерапевты, логопеды, дефектологи и психологи.

Услуга доступна в Екатеринбурге

Для получения первичной бесплатной консультации и проведения комплексного лечения обращайтесь в «Реацентр» в Екатеринбурге.

Задержка в развитии — симптом патологического процесса, который приводит к нарушениям в физиологическом или психологическом плане. Следует отметить, что задержка психоречевого развития может иметь наследственную этиологию. В некоторых случаях в зависимости от этиологического фактора и общего состояния здоровья ребёнка — это необратимый патологический процесс. Ранняя, и соответственно своевременная, диагностика нарушения довольно затруднительна. Однозначно, при первых же проявлениях клинической картины у ребёнка следует срочно обращаться за медицинской помощью, а не игнорировать симптом или предпринимать попытки устранить его самостоятельно.

Этиология

Что касается этого патологического процесса, то здесь нет единых этиологических факторов, так как каждый вид задержки в развитии имеет свои провоцирующие факторы. Однако следует отметить, что практически для всех случаев есть одна общая причина — задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР).

Задержка развития речи (ЗРР) может быть обусловлена следующими этиологическими факторами:

  • травмы головы или новообразования в головном мозге;
  • патологии нервной системы;
  • инфекционные недуги, которые перенесла мать во время беременности;
  • нарушение слухового восприятия или полная глухота;
  • социальная неадаптированность;
  • если взрослые не стимулируют развитие речи у ребёнка - по звукам или неправильно выговариваемым словам они понимают смысл сказанного и реагируют на это. В таких случаях ребёнок просто не будет стараться говорить правильно, так как достигает нужного результата сразу же.

Как правило, задержка речевого развития у детей определяется до трёх лет. Если до этого возраста малыш не научился выговаривать верно, не имеет определённого словарного запаса, который оптимален для его возраста, то требуется консультация психолога, невролога и логопеда.

Задержка психического развития (ЗПР) может быть обусловлено как патологическими, так и социальными факторами. К первым следует отнести:

  • поражения центральной нервной системы ребёнка в период формирования. В таком случае наблюдается задержка развития плода (ЗРП) со всеми вытекающими последствиями;
  • вредные привычки матери — курение, употребление алкоголя и наркотических средств, частые стрессы и сильное нервное напряжение;
  • инфекционные заболевания (чаще всего к такому симптому приводит , );
  • заболевания с наследственной этиологией;
  • аутоиммунные патологические процессы;
  • нарушение функционирования сенсорного восприятия информации (зрение и слух).

К социальным провоцирующим факторам можно отнести следующие:

  • частые психологические травмы;
  • педагогическую запущенность ребёнка;
  • ограничение деятельности ребёнка, что приводит к социальной неадаптированности.

Как правило, дети с задержкой психического развития замкнуты, не любят подпускать к себе чужих людей, в том числе и своего возраста. Такой диагноз ставится в младшем дошкольном и школьном возрасте, когда ребёнок начинает общаться с другими детьми.

Задержка психомоторного развития имеет следующую этиологию:

  • эндокринные патологии врождённого и приобретённого характера;
  • бытовая или химическая (характерна для детей на первом году жизни);
  • ЗВУР, которые имеют хромосомную природу - , ;
  • инфекционные заболевания;
  • последствия перинатальной и постнатальной патологии (задержка развития плода);
  • недуги генетической природы.

Не исключение в этом случае и социальные причины — дефицит ухода и питания, частые и педагогическая запущенность ребёнка.

О задержке полового созревания можно говорить тогда, когда у мальчиков к 14 годам и у девочек к 13 годам отсутствуют возрастные изменения. Возникновению симптома предшествуют следующие факторы:

  • хромосомные нарушения;
  • онкологические процессы, которые приводят к неправильной выработке гормонов;
  • перенесённые тяжёлые инфекционные заболевания;
  • дисфункция щитовидной железы;
  • неполноценное питание.

В некоторых случаях задержка полового развития может наблюдаться у девочек, которые с раннего возраста занимаются спортом - постоянные физические нагрузки изменяют естественные физиологические процессы.

Симптоматика

Для каждой формы задержки развития характерна своя клиническая картина. Задержка речевого развития характеризуется следующими признаками:

  • в первые месяцы жизни малыш не гулит;
  • дети в возрасте года не откликаются на своё имя;
  • ребёнок не распознаёт картинки в книгах, не может выполнить простейшее поручение взрослых;
  • в возрасте 2-3 лет ребёнок не произносит простые предложения и осмысленные фразы;
  • ребёнок реже других детей задаёт вопросы.

Нарушения в психомоторном развитии проявляются следующим образом:

  • отсутствует сосредоточенность на ярких предметах или звуках (дети с двухмесячного возраста);
  • отсутствует эмоциональный интерес к новым предметам, нет двигательной активности;
  • резко отстаёт формирование лепетной речи;
  • к 12 месяцам ребёнок не понимает обращённой к нему речи;
  • после 15 месяцев наблюдается бесцельная активность;
  • после двух лет нет словарного запаса.

Патологические процессы в психическом развитии имеют следующую клиническую картину:

  • замедленное, часто неточное восприятие;
  • поверхностное, нестойкое внимание;
  • нарушение образного и абстрактного мышления — ребёнок не может выразить свои мысли;
  • ограничение словарного запаса, нарушение речи.

Нарушения в развитии полового созревания проявляются только к 13-15 годам и имеют следующие признаки:

  • у девочек к 14 годам нет месячных и отсутствует увеличение молочных желез;
  • у мальчиков к 14 годам не развиты половые органы;
  • к 15 годам нет лобковых волос.

Проявление любого вида задержки в развитии требует консультации у профильного медицинского специалиста.

Диагностика

Программа диагностики может включать следующие методы:

  • стандартные лабораторные исследования (забор крови и мочи);
  • определение уровня гормонов крови;
  • иммунологические исследования;
  • КТ и МРТ головного мозга;
  • психологические тесты;
  • консультации у смежных специалистов (зависит от типа задержки в развитии и текущей клинической картины).

Лечение должен назначать только врач, самостоятельно что-либо предпринимать в таких случаях не следует, так как можно только усугубить состояние.

Лечение

Что касается медикаментозной терапии, то она будет сугубо индивидуальной, так как будет зависеть от первопричинного фактора. Практически всегда лечение включает работу ребёнка и родителей с или . Если речь идёт о нарушении речевого развития, то обязательны консультации и занятия у . В более сложных случаях врачи рекомендуют постоянное обучение ребёнка в специализированных учебных учреждениях, где для них адаптирована программа.

Каждый ребенок развивается со своей индивидуальной скоростью, кто-то в 8 месяцев уже начинает ходить, а кто-то почти не , некоторые дети в 1,5 года уже разговаривают, а кто-то молчит вплоть до трех лет или даже дольше.

Но, тем не менее, у врачей есть ряд норм, и если ребенок не соответствует им, то может быть поставлен диагноз – задержка в развитии.

Родители таких детей должны понимать, что наличие диагноза – это вовсе не приговор.

Отставания могут быть слабыми и никак не влиять на интеллект ребенка. Эти дети точно так же смогут пойти в школу и в детский сад, просто с ними нужно больше работать и помочь им в преодолении трудностей.

Ребенок развивается согласно норме, если:

  • уровень развития соответствует уровню большинства его ровесников;
  • его поведение подходит требованиям общества: ребенок не асоциален, не агрессивен;
  • он развивается соответственно индивидуальным наклонностям.

Говоря о нормах развития ребенка, нужно понимать, что они бывают разных видов.

Среднестатистическая норма – средний показатель, полученный в результате наблюдения за здоровыми детьми, среднеарифметическим путем. То есть количество детей с одинаковыми показателями делят на общее количество обследованных детей. Эта норма является лишь ориентиром, достижения ребенка могут сильно варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону. Например, дети начинают ходить в год.

Чтобы определить динамическую норму развития, используются те же данные, но получают не конкретное значение, а диапазон, в пределах которого развитие ребенка соответствует норме. Например, дети начинают ходить в возрасте 9-15 месяцев.

Должная норма – это идеальная норма развития ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, наследственности, среднестатистической и динамической норм. Высчитать должную норму может только врач, руководствуясь комплексными обследованиями.

Отклонения в развитии ребенка

  1. Физические. К этой группе относятся дети, имеющие нарушения слуха, и опорно-двигательной системы, затруднения в движении и выполнении различных действий.
  2. Психические. В эту группу относят детей с нарушениями речи, психического и умственного развития.
  3. Педагогические. Наверное, самая малораспространенная группа детей, которые по какой-то причине не получили среднее образование.
  4. Социальные. Эту группу составляют дети, которые в процессе воспитания не получили должную социальную функцию, которая влияет на поведение ребенка в обществе. Сложность таких отклонений заключается в том, что очень тяжело отличить социальное отклонение ( , страхи, слабоволие) от проявлений характера.

Стоит отметить, что отклонения от нормы не всегда несут в себе отрицательное значение. Так, одаренные дети составляют отдельную группу детей с отклонениями.

Причины отставания в развитии

Отставания в психическом и физическом развитии могут иметь несколько причин:

  • Во-первых , это неправильный педагогический подход. Здесь отклонения от нормы зависят не от работы мозга и физических особенностей, а заключаются в или неправильном поведении родителей/педагогов в этом процессе. Эта проблема легко устраняется при регулярных занятиях с педагогом, который сможет подобрать правильный подход к ребенку. Со стороны родителей требуется уделять своему ребенку больше внимания, мотивировать его к учебной деятельности, восхвалять любые достижения ребенка, поощрять его к умственной деятельности.
  • Во-вторых , к отставанию ребенка в развитии могут привести и биологические факторы. К ним можно отнести нарушения в работе организма, употребление алкоголя, курение, инфекционные заболевания матери во время беременности, родовые травмы, перенесенные инфекционные заболевания в младенчестве, наследственность, проблемы в работе эндокринной системы, гормональный сбой.
  • В-третьих , не стоит забывать и о социальных факторах. Тотальный контроль со стороны родителей, недостаток внимания, нехватка общения, агрессивные взаимоотношения и насилие в семье, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте, могут повлечь за собой серьезные отклонения в развитии ребенка.

К каким специалистам обращаться?

В первую очередь при подозрении задержки в развитии вашего ребенка, необходимо пройти комплексное обследование.

Есть ряд врачей, которых обязательно нужно посетить:

  1. Неонатолог – врач, который занимается контролем .
  2. Невролог поможет выявить и вылечить патологии со стороны центральной нервной системы, проверит рефлекторные особенности ребенка.
  3. Эндокринолог проверит общее состояние ребенка, гормональный фон и работу щитовидной железы.
  4. Психолог скорректирует нежелательное поведение ребенка, выявит его причины, поможет повысить уровень обучаемости.
  5. Дефектолог занимается с малышами старше двух лет, помогает развить внимание, память, мышление и мелкую моторику.
  6. Логопед работает с детьми с 4-х лет. Не только отрабатывает труднопроизносимые звуки, но и проводит логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции, учит правильно составлять предложения.

Что делать?

Чтобы сделать выводы по существующим симптомам и определить уровень развития ребенка, на базе всех детских медицинских учреждений создаются психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узконаправленные доктора в области детского развития, которые обследуют ребенка, разъяснят ситуацию родителям и совместно составят план коррекции.

Если вашему ребенку все же поставили диагноз задержка развития, не нужно отчаиваться и паниковать. Лечение нужно начинать как можно раньше и действовать комплексно, то есть использовать в лечении широкий спектр специалистов, вместе с постоянной работой родителей.

Распространенные методы лечения задержки развития:

  • Микротоковая рефлексотерапия – воздействие минимальными электрическими импульсами на биологически активные точки. Эти импульсы восстанавливают работу центральной нервной системы там, где она была нарушена. Такая терапия разрешена к применению детям с 6 месяцев.
  • Занятия с дефектологом и логопедом. Их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления, правильной артикуляции и на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи.
  • Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке развития может назначать только врач-невропатолог или невролог. Он выявляет с помощью обследований (МРТ, КТ или ЭЭГ) патологии в работе ЦНС и подбирает индивидуальный план лечения. Никакого самостоятельного лечения!

Применяются и дополнительные способы коррекции отставания в развитии:

  1. Работа с детским психологом. Крайне необходима, когда задержка связана с социальными факторами, психологическими травмами.
  2. Альтернативные подходы к лечению, такие как иппотерапия, дельфинотерапия, арттерапия и музыкотерапия, развитие моторики – крупной и мелкой, различные развивающие упражнения.
  3. Остеопатия. Это метод альтернативной терапии, но, тем не менее, показывающий хорошие результаты. Остеопат мануально воздействует на биологически активные точки ребенка, регулирует работу нервной системы.

При своевременном лечении и квалифицированной помощи можно добиться хороших результатов и значительного прогресса в развитии, главное – обратиться за помощью к специалистам при первых проявлениях симптомов.

Видео на тему

Каждый ребёнок индивидуален. Соответственно и скорость развития у каждого своя. Кто-то в 9 месяцев уже ходит самостоятельно, а кто-то только в год. Нет шаблонов, по которым можно судить о развитии ребёнка. Но что делать, если ребёнок отстаёт в развитии. Почему это происходит и какие признаки бывают.

Что делать, если ребенок отстает в развитии

Ребенок отстает в развитии

Перед тем, как начинать паниковать, бегать по врачам, выясните, что стало причиной, вызвавшей задержку развития ребенка.

Отставание в развитии ребенка происходит по следующим причинам:

  • Некорректный подход в воспитании. В данном случае речь идёт о неусвоенном материале. Или при недостатке информации, с отсутствием поощрения к её восполнению со стороны взрослых. Ребёнок перестаёт развиваться умственно, снижается способность мозга к запоминанию и усвоению материала.
  • Задержка психического развития ребёнка проявляется в наличии у детей определённого поведения - оно становится более детским, работоспособность снижена, повышена утомляемость. Начатые дела такие детки обычно не завершают.

Причиной задержки психического развития у малыша могут стать патологические роды. Наличие у беременной:

  • нарушений в беременность;
  • частых заболеваний;
  • патологических родов;
  • употребление алкоголя сверх меры, курение, злоупотребление препаратами.

Причины задержки развития могут быть также и социальными. К ним относят:

  • слишком сильный контроль со стороны родителей;
  • в семье к малышу относятся агрессивно;
  • наличие психических травм, полученных в раннем детстве.

Для постановки диагноза мало знать, почему ребенок отстает в развитии. Необходимо пройти комплексное обследование у педиатра, невропатолога, детского психолога.

Признаки отставания в развитии ребенка

Выявить те или иные отклонения от нормы в развитии ребёнка можно уже с самого рождения. И как только крохе исполняется 3-4 года, диагноз ставится безошибочно на основании клинических признаков, сбора анамнеза, осмотра. Чаще всего у таких детей слабо развиты или отсутствуют безусловные рефлексы.

Выделяют следующие признаки отставания в развитии ребенка:

  • грудной ребёнок не может сконцентрироваться на предмете;
  • наличие острой реакции или её отсутствие на резкие звуки;
  • новорожденный не фокусирует взгляд, и не следит за предметом;
  • к 3 месяцам кроха не умеет улыбаться;
  • нечленораздельная речь (словно «каша во рту»);
  • ребёнок не запоминает буквы, процесс чтения затруднён.

Это всего лишь небольшой список признаков почему ребенок отстает в развитии. При постановке такого диагноза лечение начинается сразу же.

Что делать если ребенок отстает в развитии

На вопрос что делать, если ребенок отстает в развитии точный ответ дать затруднительно. Это связано с индивидуальными особенностями ребёнка, стадии задержки и выбранном лечении врачами. Чаще всего это:

  • Занятия с педагогами, логопедами, врачами (невропатолог, психолог, психиатр).
  • Соблюдение режима дня
Так как кроха с задержкой развития отличается быстрой утомляемость, в его распорядок дня стоит включить продолжительный сон.
  • Проведение и посещение коррекционных занятий.

Если родители вовремя заметят проблему и приложат максимум усилий для её устранения, то положительный результат не заставит себя долго ждать.